Проблема свободного доступа граждан США к правительственной информации многократно поднимались на протяжении всей второй половины XX века. Результатом борьбы американцев за право свободного использования правительственной информации стало принятие Закона США о свободе информации 1966 г. (The Freedom of the Information Act 1966). Закон вызвал нарекания, так как его практическая реализация носила затрудненный характер[i]. Данный факт обусловил внесение в закон ряда поправок, но особую актуальность его положения получили в процессе формирования информационного общества в США, одной из составляющих которого является прозрачность работы правительственных организаций.
Для решения данной проблемы администрация Б. Клинтона взяла курс на создание системы электронного правительства, предназначенного для полноценного и своевременного доступа граждан к правительственной информации[ii]. В период его президентства информационные реалии заставили Конгресс и Президента США пересмотреть нормы основных законов, связанных с участием властных структур в информационном обслуживании граждан.
Очевидным видится тот факт, что для того, чтобы сделать эффективной и отвечающей потребностям общества работу правительства в целом и каждого ведомства в отдельности, необходимо выработать и реализовать общегосударственную политику в области информации и информационных технологий[iii].
Данная политика нашла отражение в ряде законов, создающих условия для создания и развития системы электронного правительства.
Так в 1995-96 гг. были приняты два закона, определившие магистральные направления реформы органов государственной власти с целью расширения использования информационных технологий правительственными учреждениями. Это закон «О снижении бумажного документооборота» и закон Клинджера - Коэна «О реформе использования информационных технологий»[iv].
Согласно закону «О снижении бумажного документооборота» целями реформирования деятельности органов власти в области координации федеральной информационной политики являются:
Согласно закону Клинджера-Коэна «О реформе использования информационных технологий» основными направлениями деятельности в области управления информационными технологиями являются:
Закон подразумевает также, что в результате осуществления конкретных действий ведомства достигнут экономии средств в области приобретения и использования информационных технологий ежегодно в течение 5 лет с момента принятия закона в размере не менее 5%[vi].
Смена президента ни коим образом не повлияла на процесс формирования институтов электронного правительства. Более того, в период работы администрации Дж. Буша мл. был издан рад нормативных документов, определивших концепцию развития системы в целом.
В первую очередь, следует остановиться на характеристике так называемой Стратегии «Электронного Правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President´s Management Agenda for e-Government. Simplified Delivery of Services to Citizens. February 27, 2002). В ней излагаются цели и принципы создания «электронного правительства», проблемы и барьеры на пути его построения, вскрываются принципы реализации стратегии, а также приводится описание 24 президентских инициатив в области создания «электронного правительства».
Комплекс мероприятий, объединенных в Стратегии, исходит из необходимости реализации 24 инициатив по трем ключевым направлениям:
Стратегия, в свою очередь, полностью опирается на положения закона «Об электронном правительстве» (E-Government Act of 2002). Закон является основополагающим нормативным актом в области построения электронного правительства в США.
Закон определяет ключевые сферы, в которых ведется создание «электронного правительства»:
Новый виток в привлечении IT в деятельность правительства был сделан администрацией Б. Обамы. Так, первым его документом в качестве президента США стал «Меморандум об информационной прозрачности и открытом правительстве» (Memorandum on Transparency and Open Government). В нем президент заявил о взятом им курсе на открытость, что означает еще большую доступность имеющихся у государства данных и проводимых им операций. Он подчеркнул, что реформа затевается не только для того, чтобы повысить прозрачность работы правительства, но и для того, чтобы вовлечь как можно больше граждан в процесс выработки стратегических решений.
Проводимые Белым домом реформы направлены на создания «Открытого Правительства» (Open Government)[ix]. Эта концепция предусматривает максимально широкое участие общественности в деятельности государства для повышения его эффективности, более тесное и активное сотрудничество между органами власти всех уровней, а также государства с частным сектором, и все это на основании имеющихся, на данный момент, информационных технологий.
«Меморандум» Обамы провозглашал три базовых принципа в работе правительства: открытость, участие, сотрудничество (transparency, participation, collaboration). Их последовательное исполнение должно привести к свободному доступу к данным; разнообразию экспертных оценок при принятии решений; генерированию новых идей для решения проблем посредством сотрудничества, как между правительственными структурами, так и последних с гражданами[x]. Только при таких условиях правительство будет уверено, что в данный момент оно приняло наиболее оптимальное решение с учетом наилучших экспертных заключений, с использованием всей информации, имеющейся у населения.
Таким образом, проект «Открытое Правительство» означает установление двухстороннего и непрерывного диалога между правительством и гражданами, причем с акцентом на благе последних, а также без участия посредников, которыми в США часто выступают лоббисты.[i] 40 лет Закону о свободе информации США - 2008. - [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.elrussia.ru/index.php/05.07.06._--_40_%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83_%D0%BE_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A%D0%A8%D0%90: 25. 11. 2010.
[ii] Стырин Е.М. Опыт США в создании систем «электронного правительства» / Е.М. Стырин - 2007. - [Электронный ресурс]. - URL: http://open-gov.ru/?p=696: 16.12.2010
[iii] Приходько Л.А. Электронное правительство как развитие идей электронной демократии / Л. А. Приходько - 2006. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.disser.h10.ru/artical/prihodkoL2.html: 15. 09.2010
[iv] Стырин Е.М. Опыт США в создании систем «электронного правительства» / Е.М. Стырин - 2007. - [Электронный ресурс]. - URL: http://open-gov.ru/?p=696: 16.12.2010
[v] Paperwork Reduction Act of 1995. Public Law 104-13 - 1995. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.reginfo.gov/public/reginfo/pra.pdf: 10.01.2011
[vi] The Clinger-Cohen Act. Information Technology Management Reform Act of 1996 - 1996. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tricare.mil/jmis/download/PublicLaw104_106ClingerCohenActof1996.pdf: 16.12.2010
[vii] E-Government Strategy. Implementing the President´s Management Agenda for e-Government - 1996. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.usa.gov/Topics/Includes/Reference/egov_strategy.pdf: 21.11.2010.
[viii] The E-Government Act of 2002 Public Law 107-347 - 2002. - [Электронный ресурс]. - URL: http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=107_cong_public_laws&docid=f:publ347.107.pdf: 30.11.2010.
[ix] Приходько Л.А. Электронное правительство как развитие идей электронной демократии / Л. А. Приходько - 2006. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.disser.h10.ru/artical/prihodkoL2.html: 15.09.2010
[x] Freedom of Information Act. MEMORANDUM FOR THE HEADS OF EXECUTIVE DEPARTMENTS AND AGENCIES - 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/FreedomofInformationAct/: 30.10.2010.