Одной из сложных и актуальных задач правительства США на протяжении их чуть более двухсотлетней истории являлось решение индейского вопроса. В начале XXI века мы имеем возможность оценить результаты проводимой политики, выражающейся в положительной тенденции урегулирования индейской проблемы, сведении к минимуму их дискриминации во всех сферах деятельности и ущемления их юридических прав. Серьезные изменения происходят и в сфере политического участия индейцев.
Лишь 86 лет назад в 1924 году коренные американцы стали законными гражданами США и получили политические права, в частности право голоса. Например, афроамериканцы- мужчины получили право голоса на 54 года раньше, а женщины США на 4 года соответственно. Несмотря на Закон о гражданстве 1924 года, индейцы все же не могли участвовать в выборах, так как этот вопрос регулировался законодательством штатов, не допускавших индейцев к голосованию. Таким образом, только в рамках активизировавшегося в 1960-е годы движения за гражданские права и ликвидацию дискриминации по Закону об избирательных правах 1965 года американские индейцы наравне с другими этническими группами получили реальную возможность отправлять свои политические права. Поэтому как политический блок коренные американцы были последней этнической группой в США, которая получила право голосовать. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что вплоть до середины 90-х гг. XX века Бюро переписи населения попросту не учитывало и не отражало в данных статистики голоса коренных американцев.
Предпосылкой такому положению дел является исторически низкая избирательная явка среди коренных американцев, которая является одной из самых низких. В 2008 году она составила 1 %[i]. Такая тенденция обуславливается рядом причин. Во-первых, индейцы сталкиваются с языковым барьером. Закон об избирательных правах 1965 года предусматривает двуязычную процедуру голосования для испанцев, китайцев, японцев, филиппинцев и вьетнамцев, и лишь в нескольких штатах такая процедура доступна для коренных американцев. Таким образом, незнание английского языка или неграмотность в целом является значительным препятствием для индейцев на пути участия в выборах. Во-вторых, это проблемы, связанные с регистрацией племенных идентификационных карт. Идентификационная карта представляет собой электронное удостоверение личности гражданина США. Проблема заключается в том, что существует два вида карт: федеральные и племенные, последние из которых принимаются не на всех участках голосования, в виду того, что данный вопрос передан в ведение местных органов самоуправления США. В-третьих, значительная часть коренного населения проживает в отдаленных сельских районах и просто не имеет доступа к местам голосования. Немаловажной причиной низкой избирательной явки среди индейцев является уверенность многих коренных жителей в том, что управление индейскими общинами полностью передано в ведение племенных правительств[ii]. На самом деле, индейская политика является одним из самых острых вопросов на повестке дня в Конгрессе США. Поэтому индейцы имеют право и возможность выбирать тех, кто будет оказывать непосредственное влияние на ее развитие и осуществление.
Ситуация с голосованием на последних президентских выборах складывалась следующим образом. По данным Центра информационных исследований значительная часть индейцев не участвовала в голосовании. К основным причинам неявки на избирательные пункты были отнесены следующие. Тридцать семь процентов коренных американцев не прибыли на избирательные участки и не подали свой голос в день проведения президентских выборов 4 ноября 2008 года по причине отъезда. Такое же количество индейцев не получило избирательный бюллетень для заочного голосования. Двадцать семь процентов индейцев имели трудности с транспортом, для двадцати пяти индейцев-избирателей время проведения выборов оказалось неудобным, а двадцать три не знали, где находятся участки для голосования[iii].
Если взять во внимание возрастную структуру избирателей, то общая картина будет выглядеть следующим образом. В каждой возрастной группе (18-29, 30-44, 45-59, старше 60) процент избирателей-индейцев, принявших участие в выборах, является самым низким среди других этнических групп населения страны и составляет 1 % соответственно[iv].
В соответствии со статистическими данными отмечается положительная тенденция к росту числа молодых людей, принявших участие в выборах 2008 года. Процент молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет принимавших участие в президентских выборах с 1996 года вырос на 14 %. Такая тенденция является результатом комплекса мер, направленных на повышение уровня избирательной явки[v].
Для того чтобы повысить политическую активность коренного населения Национальным Конгрессом Американских индейцев (НКАИ) в 2008 году была организована программа «Native Vote Campaign», преследующая такие цели как, повышение информированности индейского населения о процедуре голосования, регистрация избирателей, обеспечение законности и справедливости голосования[vi].
Даже из такого краткого обзора имеющихся данных можно сделать вывод о том, что на рубеже веков коренные народы Америки стали активнее включаться в политический процесс и принимать более активное участие в выборах главы государства. В связи с этим постепенно они становятся мощной политической силой в государстве и побуждают кандидатов в президенты определять индейский вопрос как одно из приоритетных направлений своих программ.
Такая тенденция подтверждается тем фактом, что все три кандидата на пост президента Барак Обама, Хиллари Клинтон и Джон МакКейн впервые провели ряд предвыборных встреч с представителями индейских племен. В своей кампании каждый из кандидатов обратился к представителям данного этнического компонента, их проблемам и нуждам. Как сказал профессор Эвергрин-Стейт-Колледжа в Докладе по заказу Национального Конгресса Американских Индейцев: «Если говорить с этими людьми, то они будут помнить, и они придут на выборы»[vii].
Предвыборные программы всех трех кандидатов в президенты содержали в себе ряд положений по отдельным сферам жизнедеятельности индейского населения: образование, взаимоотношения федерального и племенных правительств, медицинское обслуживание, жилищные вопросы, вопросы ветеранов и экономические вопросы. Предвыборные платформы кандидатов не обладали принципиальными различиями. Кандидаты выступали за реформирование системы здравоохранения индейских общин, передачу игорного бизнеса в ведение племенных правительств как одной из основных статей дохода индейских резерваций, увеличение финансирования образовательных программ, строительство новых школ и так далее. Однако по одному из положений можно выделить расхождение мнений кандидатов. Так, если Барак Обама и Хиллари Клинтон выступили с инициативами государственного регулирования, финансирования и оказания помощи жилищному фонду американских индейцев, то Джон МакКейн придерживался мнения о том, что регулирование жилищной проблемы резерваций должно быть передано в руки племенных правительств[viii].
В результате предвыборной гонки, несмотря на историческую приверженность индейцев идеям республиканской партии, а так же, несмотря на то, что Дж. МакКейн уже более 10 лет является Членом Комитета по делам индейцев в Сенате, в 2008 году 90 % избирателей среди коренного населения отдали голоса за Барака Обаму[ix]. Так, например, в таких штатах как Колорадо, Орегон, Монтана Обама получил абсолютное большинство голосов коренных жителей Америки. Более того, он одержал победу в Аризоне и Нью-Мексико, в штатах с самой большой численностью индейского населения. Исследователи объясняют это следующим образом: даже, учитывая заслуги МакКейна перед индейским народом, они выбрали того кандидата, который, по их мнению, действительно возьмет на себя обязанность за реализацию всех данных им обещаний.
Учитывая все выше изложенные тенденции участия индейского компонента в президентских выборах, можно определить ряд мероприятий, проведение которых необходимо для дальнейшего увеличения процента избирателей среди индейского компонента. Среди них стоит особо отметить следующие: предоставление работодателями времени для голосования, информирование индейского населения о процедуре голосования, аргументирование важных аспектов участия индейцев в выборах, предоставление всем нуждающимся гражданам бюллетеней для заочного голосования, создание большего числа участков для голосования и др.
На протяжении длительного периода времени индейский народ боролся за свое право участвовать в федеральных выборах и голосовать наравне с остальными этническими группами населения США. В начале XXI века им не только удалось добиться этого, но также удалось привлечь внимание властей к активному решению проблем своего народа. Несмотря на ряд все еще существующих трудно разрешимых задач, четко прослеживается положительная тенденция к активной интеграции коренного населения в американское общество, особенно в политическую сферу. Первые шаги администрации Б. Обамы уже свидетельствуют о том, что начался качественно новый этап решения индейского вопроса.
[i] Young Voters in the 2008 Presidential Election. Fact Sheet // http:// www.civicyouth.org/PopUps/FactSheets/FS_08_exit_polls.pdf.
[ii] The American Indian Vote: A Brief History and Current Obstacles // http://www.oneidanation.org/page.aspx?id=29211.
[iii] 2008 Survey of the Performance of American Elections. Final Report // http://dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/49847/2008%20Survey%20of%20the%20Performance%20of%20American%20Elections%20Executive%20Summary.pdf?sequence=5.
[iv] Young Voters in the 2008 Presidential Election. Fact Sheet // http:// www.civicyouth.org/PopUps/FactSheets/FS_08_exit_polls.pdf.
[v] Там же.
[vi] Native Vote Campaign // http://www.nativevote.org.
[vii] Paying attention to the Native American Vote / Frontline World // http://www.pbs.org/frontlineworld/election2008/2008/11/paying-attention-to-the-n.html.
[viii] Hillary Clinton´s Native American Agenda // http://www.allamericanpatriots.com/48736627_hillary_clinton_hillary_clinton_s_native_american_agenda_provide_vital_services_and_support; Barack Obama´s Principles for stronger Tribal Community / Organazing for America // http://my.barackobama.com/page/content/firstamissues;
John McCain on Native American Policy // http://www.nativevote.org/documents/John%20McCain%20on%20Native%20American%20Policy.pdf.
[ix] The American Indian Vote: A Brief History and Current Obstacles // http://www.oneidanation.org/page.aspx?id=29211.