Участие коренного населения в политической жизни Канады является важным вопросом, который до сих пор не получил должного внимания со стороны научного сообщества. На данный момент практически не публикуются работы российских авторов по данной проблеме. В то время как данная тема актуальна, так как участие индейцев в политической жизни страны важно для современного канадского общества.
Целью данной работы является рассмотрение участия коренного население в выборах в Канаде.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- определить степень участия индейцев в федеральных и провинциальных выборах.
- рассмотреть социальный портрет тех индейцев, которые наиболее склонны к участию в выборах.
- рассмотреть причины низкого участия индейцев в выборах.
- выделить методы привлечения индейцев к участию в выборах.
До 1960 г. индейцы могли приобрести избирательные права только при отказе от своих договорных прав. Таким образом, предоставление избирательных прав индейцам использовалось правительством Канады в качестве одного из средств ассимиляции индейцев с остальным населением. Статусные индейцы получили фактическую возможность пользоваться избирательными правами, как активными, так и пассивными, без отказа от своих договорных прав только в 1960г. Те индейцы, которые не были зарегистрированы в качестве статусных, имели такие же права и обязанности что и остальное население Канады.
Согласно переписи Канады 2001 г. индейцы составляют 2,2% населения Канады или 698025 человек. Многие индейцы мигрируют в крупные города Западной Канады. Большое число индейцев проживает в Виннипеге, Эдмонтоне, Ванкувере Торонто, Монреале и Виктории. Например, в Виннипеге проживает 55775 индейцев. Это составляет 8% населения Виннипега.
Несмотря на активное привлечение индейцев к участию в выборах, явка коренного населения на выборы является незначительной. Прослеживается тенденция, свидетельствующая о том, что индейцы, живущие вне резерваций, участвуют в выборах активнее, чем те, кто проживает в резервацях. Так, согласно выступлению Председателя избирательной компании, под названием «Участие коренного населения в выборах», в избирательной кампании 2004 г. учувствовало всего 52% индейцев, проживающих в резервациях и 67%, проживающих вне резерваций. Исследования показывают, что явка молодых индейцев на выборы значительно выше, чем явка индейцев в возрасте старше 50 лет. Они также указывают и на то, что индейцы в возрасте 18 - 29 лет участвуют в выборах наиболее активно. Около 34,1% индейцев в возрасте 18 - 29 лет явились на избирательные участки. Явка среди индейцев, получивших высшее образование наиболее высока - 41,4%.
Явно выражена разная степень участия индейцев в выборах разного уровня. Заметно и то, что участие в тех выборах, где затрагиваются интересы коренного населения значительно выше, чем их же участие в федеральных выборах. Например, в октябре 1995 г. в ходе референдума о суверенитете Квебека, явка индейцев кри была довольно высокой - 77%. Таким образом, явка индейцев на избирательные участки зависит от контекста каждых выборов: например, есть ли кандидаты от коренного населения, обсуждались ли вопросы, затрагивающие интересы коренного населения. Исследования участия коренного населения в выборах в провинции Новая Шотландия и Нью - Брансуик также показывают, что участие индейцев в провинциальных выборах, значительно выше, чем явка коренного населения на федеральные выборы. В 1991 и 1992 гг. явка на провинциальных выборах составляла от 88 до 95%. А явка на федеральные выборы в конце 1980 и начале 1990-х годов колебалась от 17,8% до 54,8%.
Еще проблематичнее обстоят дела с реализацией индейцами пассивного избирательного права. В 1958 г. премьер-министром Джон Дифенбейкером для работы в Парламенте был привлечён первый статусный индеец Джеймс Глэдстоун. А в 1968 г. Леонард Маршанд, был выбран в Парламент и стал фактически первым выборным статусным индейцем в Парламенте. Но с 1960 г. немногие представители коренного населения выдвигали свои кандидатуры.
Количество избирательных округов в Канаде к 2004 г. возросло с 301 до 308. На федеральных выборах 2004 г. баллотировалось 18 кандидатов-индейцев от 5 политических партий. По итогам голосования только четыре статусных индейца стали членами Парламента. Трое из них баллотировались от Либеральной партии Канады и один от Квебекского Блока. Эти кандидаты были выбраны в провинциях Онтарио, Квебек, Ньюфаундленд и Лабрадор, Северо-Западных территориях.
Что касается тех провинций, в которых численность коренного населения наиболее высока, то количество баллотируемых от них кандидатур достаточно незначительно. Только в Альберте, Онтарио, Ньюфаундленде и Ламбрадоре количество кандидатов приблизительно соответствует численности коренного населения в провинциях.
Таблица 1: Число кандидатов индейцев баллотировавшихся в 2004 г. по провинциям.
Провинция
|
Число кандидатов индейцев |
Численность индейцев |
Северо-Западные территории |
1 |
12,640 |
Ньюфаундленд и Лабрадор |
1 |
7,765 |
Новая Шотландия |
0 |
15,240 |
Онтарио |
3 |
158,395 |
Манитоба |
2 |
100,640 |
Квебек |
2 |
65,085 |
Нью-Браснуик |
1 |
12,385 |
Нунавут |
0 |
100 |
Юкон |
0 |
6,280 |
Саскачеван |
3 |
91,400 |
Британская Колумбия |
1 |
129,580 |
Альберта |
4 |
97,275 |
Остров принца Эдуарда |
0 |
1,225 |
Что же касается женщин, обладающих индейским статусом, то они не так часто выдвигают свои кандидатуры на федеральных выборах. Учитывая то, что число женщин, обладающих индейским статусом, немного больше чем число мужчин индейцев, их заинтересованность в участии в политической жизни Канады не прослеживается. Женщины, обладающие индейским статусом, составляют только 18,5% от общего числа индейцев, выдвинувших свои кандидатуры на выборах в Парламент в 2004г. Так на выборах 2004г. места в парламенте Канады получили только 1 женщина.
Женщины почти не присутствуют в Парламенте. Это объясняется многими факторами. Низкий уровень образования и довольно дорогая стоимость проведения избирательной компании не позволяет женщинам, обладающим индейским статусом активно участвовать в политической жизни, состоять в политических партиях. Первая женщина, обладающая индейским статусом, была выбрана в Палату Общин в 1988г. Этель Дороти Блонден - Эндрю баллотировалась от либеральной партии. В течении долгого времени она оставалась единственной женщиной в Парламенте обладающей индейским статусом.
Сейчас ни федеральное, ни провинциальное правительство не гарантирует представительство индейцев в Парламенте. Но обсуждения по поводу предоставления индейцем гарантированного представительства велись неоднократно. В 1994 г. королевская комиссия по реформе избирательной системы и финансирования партий предоставила доклад, в котором поддержала идею о создании специальных мест в Парламенте для коренного населения. Этой комиссией был внесен ряд предложений, но ни одно из них не было осуществлено.
На данный момент существует ряд политических организаций коренного населения, которые проводят активную агитационную работу для повышения уровня участия индейцев в выборах. Одной из таких организаций является Ассамблея первых наций. Ассамблея первых наций не только призывает индейцев к участию в политической жизни страны, но и представляет интересы народа, сотрудничает с парламентом и правительством. Проводятся исследования по выяснению причин низкой явки коренного населения на выборы. Ещё в 1993г. была создана программа для молодых и пожилых индейцев нацеленная на создание наиболее благоприятных условий для участия данных групп коренного населения в избирательном процессе. Количество организаций участвующих в этой непрерывно программе возрастает.
Значительное количество агитационных программ сейчас переводится на языки индейцев. Агитационные программы на языках коренного населения, транслируются на радио и телевидение. С целью привлечения всё большего числа индейцев к участию в выборах, программы политических партий тоже переводятся на некоторые из языков коренного населения. Все эти методы используются для привлечения индейцев к участию в выборах с 1992 г.
Вопросу об участии индейцев в политической жизни Канады в последнее время уделяется всё больше и больше внимания. Политические организации коренного населения активно сотрудничают с Правительством Канады. Координация их усилий в последствии может увеличить участие индейцев в выборах. Но на данный момент число индейцев принимающих участие в выборах значительно ниже, чем число остальных канадцев.
Список источников и литературы:
Источники:
1. Distribution of seats, by political affiliation and sex. Thirty-eight general elections. Official voting results.Режим доступа: http://www.elections.ca/scripts/OVR2004/default.html.- 20.10.2010
2.First Nations Participation in Federal Elections. First Nations University of Canada, Saskatoon Campus. Chief Electoral Officer´s speech. Режим доступа:http://www.elections.ca/content.aspx?section=med&document=apr0105&dir=spe&lang=e .-20.10.2010
3. List of candidates by electoral district and individual results. Thirty-eight general elections. Official voting results. Режим доступа: http://www.elections.ca/scripts/OVR2004/default.html.- 20.10.2010
4. Number of candidates by percentage of valid votes received, by political affiliation. Thirty - eight general elections. Режим доступа: http://www.elections.ca/scripts/OVR2004/default.html .-20.10.2010
5.Statistics Canada. Режим доступа: http://www12.statcan.ca/census-recensement/2006/dp-pd/hlt/97-558/pages/page.cfm?Lang=E&Geo=PR&Code=01&Table=1&Data=Count&Sex=1&Age=1&StartRec=1&Sort=2&Display=Page.- 20.10.2010
Литература:
6. Aboriginal People and the Federal Electoral Process: Participation Trends and Elections Canada´s Initiatives. Режим доступа: http://www.elections.ca/content.aspx?section=res&dir=rec/part/abor&document=index&lang=e.- 20.10.2010
7. Brown.W. Leonard Marchand. The first status Indian elected to Canada´s Parliament. Режим доступа: http://www.elections.ca/res/eim/article_search/article.asp?id=97&lang=e&frmPageSize=5
.- 20.10.2010
8. Hunter.A. Exploring the issues of Aboriginal Representation in Federal Elections. http://www.elections.ca/res/eim/article_search/article.asp?id=25&lang=e&frmPageSize= 20.10.2010