Судьба католицизма в США - это уникальный путь включения его в современность, приобретение им каких-то особенных черт. Католичество - одно из самых первых ветвей христианства появившихся на американском континенте. Несмотря на то, что США считают протестантским государством и в подтверждении этого в них самих имеет место огромное количество различных религий и их направлений, тем не менее, роль католической церкви не уменьшается. Актуальность избранной темы состоит в том, что католичество остается одной из ведущих направлений христианства в США и продолжает оказывать влияние на все сферы жизни американского общества.
Цель нашей работы: определить роль американской католической церкви в жизни страны в XX в.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
В работе были использованы следующие источники официального характера: «Декларация о религиозной свободе», «Декрет о средствах массовой коммуникации» (оба документа были приняты в период 1962 - 1965 гг.), «Закон о гражданских правах» (1964 г.).
В процессе изучения данной темы мы имели возможность познакомиться с трудами российских авторов таких, как Л. Н. Великович «Религия и церковь в США», С. Б. Филатов «Католицизм в США (60 - 80-е гг.)», Н. Н. Яковлев «Религия а Америке 80-х г.», М. П. Мчедлов «Католицизм», помимо этого использовалась работа «Религия в политической жизни США», ответственными редакторами которой выступали Ю. А. Замошкин и Д. Е. Фурман. Кроме того, в работе использовался труд известного американского историка Артура Шлезингера «Циклы американской истории», в которой рассматривается роль первого президента-католика Дж. Кеннеди.
В первой половине XX в. общественно-политическая активность католической церкви находилась в зависимости от двух основных тенденций, лежавших в основе социального мышления епископов: с одной стороны, от социального реформизма, с другой стороны, от традиционной полной политической лояльности стоящим у власти администрациям. Естественно поэтому католический епископат проявлял наибольшую политическую активность в период пребывания у власти администраций, проводивших социально-реформистский курс. Одна из наиболее ярких страниц, иллюстрирующих эту особенность поведения епископов, 30-е - начало 40-х гг. XX в., когда они очень активно поддерживали «Новый курс» Ф. Рузвельта после полутора десятков лет пассивности.
До 80-х г. XIX в. католическое население играло весьма незначительную роль в общественно-политической жизни США. Однако, как отмечают Ю. А. Замошкин и Д. Е. Фурман, с ростом численности и организованности католических общин больших городов католики поставили под свой контроль партийные организации демократической партии ряда городов и достигли большого влияния муниципалитетах центров северо-востока (в 80-е г. XIX в. мэрами Нью-Йорка и Бостона впервые стали католики). Вообще, следует сказать, что до 20-х г. XX в. католики обычно отдавали свои голоса тому кандидату в президенты, который обещал большую терпимость по отношению к их церкви (а это мог быть как демократ, так и республиканец).
Только с середины 20-х г. XX в. (когда окончилась последняя в американской истории антикатолическая истерия) католики прочно связали себя с демократической партией, в которой приобрели большое влияние. В 20-е г. XX в. в демократической партии сложились две соперничающие (и во многом враждебные друг другу) группировки - «урбанистская» (основная сила ее - католические общины больших городов) и «аграрная» (из западных и южных штатов), у которой были связи даже с антикатолическим ку-клукс-кланом (типичные представители ее - Брайан и Макаду).
В 1928 г. когда католик Альфред Смит первым из католиков баллотировался на пост президента от демократической партии, он сделал заявление, в котором внушал избирателям, что, если его изберут президентом, он будет соблюдать Билль о правах и не допустит вмешательства католической церкви в дела государства. Но противникам Смита удалось сыграть на антикатолических чувствах избирателей-протестантов. Результаты президентских выборов показали, что в 1928 г. предупреждения против католиков среди значительной части избирателей-протестантов были очень сильны. Тем не менее, традиция была нарушена, когда в 1960 г. впервые президентом стал католик - Джон Кеннеди. В его победе на выборах сыграли роль голоса значительной части протестантов, которые впервые в истории США сочли возможным и целесообразным отдать свои голоса кандидату-католику.
Помимо деятельности католической церкви во внутренней политики, во внешней также ощущалось ее влияние. Так, как отмечает С. Б. Филатов, в 1933 г. католические епархи решительно противились дипломатическому признанию СССР и делали все возможное, чтобы не допустить улучшения советско-американских отношений после 1933 г. Католическая церковь вплоть до вступления Америки в войну страстно отгораживалась от возможности вовлечения в нее США, призывала к упрочению связей со странами Латинской Америки и нейтралитету по отношению к конфликтам в Европе; даже захват гитлеровцами католической Польши не вызвал у нее сильной реакции. И только после начала войны католический епископат отказался от изоляционизма. Мало того, в годы войны епархия сделала много в поддержку военных усилий правительства Ф. Рузвельта, но даже тогда позиция американской католической церкви отличалась повышенной враждебностью к СССР.
Американская католическая церковь в период 1920 - 1950-х гг. подверглась консолидации. Много новых церквей было построено, число колледжей росло, и рекордное количество мужчин и женщин вошло в католические семинарии и женские монастыри. Тем не менее, католицизм все еще сохранял черты иммигрантской эпохи. Так в 1940-е. в округах католицизм оставался этническим и родовым. В пределах образованного среднего класса, который продолжал расти, среди католиков наблюдалась тенденция стать более вовлеченным в общественную жизнь нации. По мнению современников, происходил католический Ренессанс, поскольку католики начали чувствовать себя более уверенными в Соединенных Штатах.
К началу 60-х г. XX в. в США католическая церковь находилась в наилучшем положении за всю свою историю. В 1950 г. католики составляли 18, 9 % населения страны, а в 1960 г. - 23, 3 % (после этого рост прекратился). В конце 40 - 50-х г. церковь достигла значительного богатства и укрепила организационную структуру.
Также следует отметить, что в 1960-х г. католическая церковь во всем мире подверглась периоду реформ. Катализатором был II Ватиканский Собор (1962 - 1965 гг.) собор признал за мирянами больше права в церкви - отныне поощрялось более широкое их участие в жизни церкви. Так Собор официально признал государственно-правовым принципом свободу совести. В «Декларации о религиозной свободе» говорится: «Настоящий Ватиканский Собор заявляет, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу», поэтому «...призывает всех - а особенно тех, кто заботится о воспитании других - стараться воспитывать таких людей, которые подчиняясь нравственному порядку, повиновались бы законной власти и любили настоящую свободу...». «Более того, религиозная свобода уже провозглашена в большинстве Конституций и торжественно признается международными документами».
Помимо этого, особое внимание уделялось использованию средств массовой информации. Так в декрете «О средствах массовой коммуникации» говорится, что «...из числа поразительных технических изобретений, которые - особенно в нынешнее время - человеческий гений по благоволению Божию почерпнул...новые пути для самого беспрепятственного сообщения всевозможных известий, идей и наставлений». Также декрет предусматривал мероприятия, направленные на повышение роли средств массовой информации в пропаганде католицизма, его социальной доктрины.
Отличительной чертой рассматриваемого периода является тот факт, что на выборах 1960 г. впервые победил представитель от демократической партии и католик по религиозной приверженности - Дж. Кеннеди. Он прочно связал себя с борьбой за гражданские права, пойдя на огромный политический риск.
Им разрабатывался закон о гражданских правах, но Кеннеди был убит накануне обсуждения в Конгрессе закона о гражданских правах и закона о снижении налогов. В атмосфере всенародной скорби законы были приняты в ускоренном порядке. Согласно закону: «Все люди должны быть свободными в любом учреждении или месте от дискриминации или сегрегации по расовому, цвета кожи, религиозному или национальному признаку, в случае применения сегрегации или дискриминации должны требовать любой закон, статут, ордонанс, правила или решения штатов или других государственных учреждений, имеющих право на это». Таким образом, данный закон отменял все формы дискриминации и сегрегации.
В 1970-е г. католическая церковь решительно порывает с традиционной для нее лояльностью находящимся у власти администрациями и превращается в активного сторонника социальных реформ.
В период 1976 - 1980 гг. политическая деятельность католического епископата стала еще активнее. Это выразилось в первую очередь в широкой мобилизации католических организаций на борьбу за законодательное запрещение абортов. На выборах 1980 г. список вопросов, имеющих моральное значение, удлинился и стал конкретнее. Епископы оказывали давление на всех кандидатов (будь то кандидаты в Конгресс или в президенты), стремясь навязать им свою программу. Непосредственное участие католической церкви в политической борьбе вызвало осуждение и противодействие со стороны многих влиятельных общественных и политических кругов - в наибольшей степени со стороны либеральной интеллигенции. Наиболее яростно, однако, политическую активность епископата осуждали сторонники женского равноправия, легализации абортов. Примечательно, что основным противником иерархии стали ведущие средства массовой информации, которые оценивались церковными деятелями, чуть ли не как основная враждебная им политическая сила.
В последнее время церковные иерархи США прилагают огромные усилия к тому, чтобы американизировать католическую церковь. Этой цели и служила проведенная в Ватикане канонизация святых. До 1973 г. католическая церковь США не имела ни одного святого, американца по происхождению. Американским католикам приходилось довольствоваться святыми импортными. Стремясь поднять престиж католической церкви в США, Ватикан решил пополнить сонм святых за счет церковных деятелей американского происхождения. Этой чести удостоилась Элизабет Сетон. Она родилась в 1874 г. Была прихожанкой епископальной церкви и занималась благотворительностью.
В последние годы XX в. американская католическая церковь с таким рвением занялась проблемами ядерного оружия. По всей вероятности, памятуя о том, что во время войны во Вьетнаме выступила против нее, католические иерархи в США преисполнились решимости больше не плестись в хвосте общественных настроений. В пастырском послании 1976 г. они заявляли, что нельзя не только использовать ядерное оружие, но даже вынашивать планы применения его против мирного населения. В 1978 г. католические епископы США высказались за договор об ограничении стратегических вооружений.
Что касается деятельности католической церкви в 80-90-х гг. XX в. следует отметить, что свою работу церковь направила в основном на социальные вопросы. Социальные вопросы, хотя и рассматриваются часто как единый пакет политических требований консервативного характера, по существу принадлежат двум идеологически различным сферам. Во-первых, это к «социальным вопросам», к которым относят политические требования, направленные на ужесточение законодательных запретов в области морали, такие как запрет абортов, ограничение прав гомосексуалистов, недопущение порнографии в массовых коммуникациях и т.д. Во-вторых, к «социальным вопросам» относятся требования, ставящие целью изменение тех практических норм, на которых осуществляется в США отделение церкви от государства. В частности католическая церковь требует государственного финансирования частных школ, уменьшения государственного контроля за деятельностью принадлежащих церкви агентств, различных финансовых льгот.
Таким образом, можно сказать, что XX в. стал для американской католической церкви достаточно плодотворным. В доказательство следует отметить, что: во-первых, снизилось число противников католической веры. Во-вторых, вторая половина XX в. отмечена значительным увеличением числа приверженцев данной ветви христианства. В-третьих, влияние церкви на внутриполитические и социальные процессы возросло. И, в-четвертых, церковь начала оказывать свое влияние не только на внутреннюю политику, но и на внешнюю.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники :
1 Декларация о религиозной свободе [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: неофиц. сайт. - 1997. - Режим доступа : http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt283.html
2 Декрет о средствах массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: неофиц. сайт. - 1997. - Режим доступа : http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt02.html.
3 Civil Rights Act ; July 2, 1964 [Электронный ресурс] // Сайт библиотеки Йельского университета: офиц. сайт. - 2001. - Режим доступа : http://avalon.law.yale.edu/20th_century/civil_rights_1964.asp.
4 Великович Л. Н. Религия и церковь в США / Л. Н. Великович. - М.: Наука, 1978. - 144 с.
5 Мчедлов М. П. Католицизм / М. П. Мчедлов. - М. : Изд. полит. лит., 1970. - С. 34-60.
6 Религия в политической жизни США / Отв. ред.: Ю. А. Замошкин, Д. Е. Фурман. - М. : Изд. Наука, 1985. - С. 90-166.
7 Филатов С. Б. Католицизм в США (60 - 80-е гг.) / С. Б. Филатов. - М.: Наука, 1993. - 144с.
8 Шлезингер А. М. Циклы американской истории / А. М. Шлезингер. - М.: Прогресс - Академия, 1992. - С. 585-605.
9 Яковлев Н. Н. Религия в Америке 80-х г. / Н. Н. Яковлев. - М.: Изд. полит. лит., 1978. - С. 139-191.