АМЕРИКАНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ (XX ВЕКЕ) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

АМЕРИКАНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ (XX ВЕКЕ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

            Судьба католицизма в США - это уникальный путь включения его в совре­менность, приобретение им каких-то особенных черт. Католичество - одно из самых первых ветвей христианства появившихся на американском континенте. Несмотря на то, что США считают протестантским государством и в подтвер­ждении этого в них самих имеет место огромное количество различных рели­гий и их направлений, тем не менее, роль католической церкви не уменьшается. Актуальность избранной темы состоит в том, что ка­толичество остается одной из ведущих направлений христианства в США и продолжает оказывать влияние на все сферы жизни американского общества.

            Цель нашей работы: определить роль американской католической церкви в жизни страны в XX в.

            Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  • ­ Рассмотреть развитие американского католицизма в первой половинеXXв.
  • ­ Охарактеризовать участие американской католической церкви в жизни страны после Второй мировой войны.

            В работе были использованы следующие источники официального характера: «Декларация о религиозной свободе», «Декрет о средствах массовой коммуникации» (оба документа были приняты в период 1962 - 1965 гг.), «Закон о гражданских правах» (1964 г.).

            В процессе изучения данной темы мы имели возможность познакомиться с трудами российских авторов таких, как Л. Н. Великович «Религия и церковь в США», С. Б. Филатов «Католицизм в США (60 - 80-е гг.)», Н. Н. Яковлев «Религия а Америке 80-х г.», М. П. Мчедлов «Католицизм», помимо этого использовалась работа «Религия в политической жизни США», ответственными редакторами которой выступали Ю. А. Замошкин и Д. Е. Фурман. Кроме того, в работе использовался труд известного американского историка Артура Шлезингера «Циклы американской истории», в которой рассматривается роль первого президента-католика Дж. Кеннеди.

            В первой половине XX в. общественно-политическая активность католической церкви находилась в зависимости от двух основных тенденций, лежавших в основе со­циального мышления епископов: с одной стороны, от социального реформизма, с другой стороны, от традици­онной полной политической лояльности стоящим у власти администрациям. Естественно поэтому католический епископат проявлял наибольшую поли­тическую активность в период пребывания у власти администраций, прово­дивших социально-реформистский курс. Одна из наиболее ярких страниц, иллюстрирующих эту особенность поведения епископов, 30-е - начало 40-х гг. XX в., когда они очень активно поддерживали «Новый курс» Ф. Рузвельта после полутора десятков лет пассивности.

            До 80-х г. XIX в. католическое население играло весьма незначительную роль в общественно-политической жизни США. Однако, как отмечают Ю. А. Замошкин и Д. Е. Фурман, с ростом численности и организованности католических общин боль­ших городов католики поставили под свой контроль партийные организации демократической партии ряда городов и достигли большого влияния муници­палитетах центров северо-востока (в 80-е г. XIX в. мэрами Нью-Йорка и Бостона впервые стали католики). Вообще, следует сказать, что до 20-х г. XX в. католики обычно отдавали свои голоса тому кандидату в президенты, который обещал большую терпимость по отношению к их церкви (а это мог быть как демократ, так и республиканец).

            Только с середины 20-х г. XX в. (когда окончилась последняя в американ­ской истории антикатолическая истерия) католики прочно связали себя с демо­кратической партией, в которой приобрели большое влияние. В 20-е г. XX в. в де­мократической партии сложились две соперничающие (и во многом враждеб­ные друг другу) группировки - «урбанистская» (основная сила ее - католиче­ские общины больших городов) и «аграрная» (из западных и южных штатов), у которой были связи даже с антикатолическим ку-клукс-кланом (типичные представители ее - Брайан и Макаду).

            В 1928 г. когда католик Альфред Смит первым из католиков баллотиро­вался на пост президента от демократической партии, он сделал заявление, в котором внушал избирателям, что, если его изберут пре­зидентом, он будет соблюдать Билль о правах и не допустит вмешательства ка­толической церкви в дела государства. Но противникам Смита удалось сыграть на антикатолических чувствах избирателей-протестантов. Результаты прези­дентских выборов показали, что в 1928 г. предупреждения против католиков среди значительной части избирателей-протестантов были очень сильны. Тем не менее, традиция была нарушена, когда в 1960 г. впервые президентом стал католик - Джон Кеннеди. В его победе на выборах сыграли роль голоса значи­тельной части протестантов, которые впервые в истории США сочли возмож­ным и целесообразным отдать свои голоса кандидату-католику.

            Помимо деятельности католической церкви во внутренней политики, во внешней также ощущалось ее влияние. Так, как отмечает С. Б. Филатов, в 1933 г. католические епархи реши­тельно противились дипломатическому признанию СССР и делали все возмож­ное, чтобы не допустить улучшения советско-американских отношений после 1933 г. Католическая церковь вплоть до вступления Америки в войну страстно отгораживалась от возможности вовлечения в нее США, призывала к упрочению связей со странами Латинской Америки и ней­тралитету по отношению к конфликтам в Европе; даже захват гитлеровцами католической Польши не вызвал у нее сильной реакции. И только после начала войны католический епископат отказался от изоляционизма. Мало того, в годы войны епархия сделала  много в поддержку военных усилий правительства Ф. Рузвельта, но даже тогда позиция американской католической церкви отлича­лась повышенной враждебностью к СССР.

            Американская католическая церковь в период 1920 - 1950-х гг. подвер­глась консолидации. Много новых церквей было построено, число колледжей росло, и рекордное количество мужчин и женщин вошло в католические семи­нарии и женские монастыри. Тем не менее, католицизм все еще сохранял черты иммигрантской эпохи. Так в 1940-е. в округах католицизм оставался  этническим и родовым. В пределах образованного среднего класса, который продолжал расти,  среди католиков наблюдалась тенденция стать более вовлеченным в общественную жизнь нации. По мнению современников, происходил католический Ренессанс, по­скольку католики начали чувствовать себя более уверенными в Соединенных Штатах.

            К началу 60-х г. XX в. в США  католическая церковь находилась в наилуч­шем положении за всю свою историю. В 1950 г. католики составляли 18, 9 %  населения страны, а в 1960 г. - 23, 3 % (после этого рост прекратился). В конце 40 - 50-х г. церковь достигла значительного богатства и укрепила организа­ционную структуру.

            Также следует отметить, что в 1960-х г. католическая церковь во всем мире подверглась пе­риоду реформ. Катализатором был II Ватиканский Собор (1962 - 1965 гг.) со­бор признал за мирянами больше права в церкви - отныне поощрялось более широкое их участие в жизни церкви. Так Собор официально признал государственно-правовым принципом свободу совести. В «Декларации о религиозной свободе» говорится: «Настоящий Вати­канский Собор заявляет, что человеческая личность имеет право на религиоз­ную свободу», поэтому «...призывает всех - а особенно тех, кто заботится о воспитании других - стараться воспитывать та­ких людей, которые подчиняясь нравственному порядку, повиновались бы за­конной власти и любили настоящую свободу...». «Более того, религиозная свобода уже провозглашена в большинстве Конституций и торжественно при­знается международными документами».

Помимо этого, особое внимание уделялось использованию средств мас­совой информации. Так в декрете «О средствах массовой коммуникации» говорится, что «...из числа поразительных технических изобретений, кото­рые - особенно в нынешнее время - человеческий гений по благоволению Божию почерпнул...новые пути для самого беспрепятственного сообщения всевозможных известий, идей и наставлений». Также декрет предусматривал мероприятия, направленные на повышение роли средств массовой информации в пропаганде католицизма, его социальной доктрины.

Отличительной чертой рассматриваемого периода является тот факт, что на выборах 1960 г. впервые победил представитель от демократической партии и католик по религиозной приверженности - Дж. Кеннеди. Он прочно связал себя с борьбой за гражданские права, пойдя на огромный политический риск.

Им разрабатывался закон о гражданских правах, но Кеннеди был убит на­кануне обсуждения в Конгрессе закона о гражданских правах и закона о сниже­нии налогов. В атмосфере всенародной скорби законы были приняты в уско­ренном порядке. Согласно закону: «Все люди должны быть свободными в лю­бом учреждении или месте от дискриминации или сегрегации по расовому, цвета кожи, религиозному или национальному признаку, в случае применения сегрегации или дискриминации должны требовать любой закон, статут, ордо­нанс, правила или решения штатов или других государственных учреждений, имеющих право на это». Таким образом, данный закон отменял все формы дискриминации и сегрегации.

В 1970-е г. католическая церковь решительно порывает с традиционной для нее лояльностью находящимся у власти администрациями и превращается в активного сторонника социальных реформ.

В период 1976 - 1980 гг. политическая деятельность католического еписко­пата стала еще активнее. Это выразилось в первую очередь в широкой мобили­зации католических организаций на борьбу за законодательное запрещение абортов. На выборах 1980 г. список вопросов, имеющих моральное значение, удли­нился и стал конкретнее. Епископы оказывали давление на всех кандидатов (будь то кандидаты в Конгресс или в президенты), стремясь навязать им свою программу. Непосредственное участие католической церкви в политической борьбе вызвало осуждение и противодействие со стороны многих влиятельных общественных и политических кругов - в наибольшей степени со стороны ли­беральной интеллигенции. Наи­более яростно, однако, политическую активность епископата осуждали сторон­ники женского равноправия, легализации абортов. Примечательно, что основ­ным противником иерархии стали ведущие средства массовой информации, ко­торые оценивались церковными деятелями, чуть ли не как основная враждебная им политическая сила.

В последнее время церковные иерархи США прилагают огромные усилия к тому, чтобы американизировать католическую церковь. Этой цели и служила проведенная в Ватикане канонизация святых. До 1973 г. католическая церковь США не имела ни одного святого, амери­канца по происхождению. Американским католикам приходилось довольство­ваться святыми импортными. Стремясь поднять престиж  католической церкви в США, Ватикан решил пополнить сонм святых за счет церковных деятелей американского происхождения. Этой чести удостоилась Элизабет Сетон. Она родилась в 1874 г. Была прихожанкой епископальной церкви и занималась благотворительностью.

В последние годы XX в. американская католическая церковь с таким рвением занялась проблемами ядерного оружия. По всей ве­роятности, памятуя о том, что во время войны во Вьетнаме выступила против нее, католические иерархи в США преисполнились решимости больше не пле­стись в хвосте общественных настроений. В пастырском послании 1976 г. они заявляли, что нельзя не только использовать ядерное оружие, но даже вынаши­вать планы применения его против мирного населения. В 1978 г. католические епископы США высказались за договор об ограничении стратегических воору­жений.

Что касается деятельности католической церкви в 80-90-х гг. XX в. следует отметить, что свою работу церковь направила в основном на социальные вопросы. Социальные вопросы, хотя и рассматриваются часто как единый пакет политических требований консервативного характера, по существу принадлежат двум идеологически различным сферам. Во-первых, это к «социальным вопросам», к которым относят политические требования, направленные на ужесточение законодательных запретов в области морали, такие как запрет абортов, ограничение прав гомосексуалистов, недопущение порнографии в массовых коммуникациях и т.д. Во-вторых, к «социальным вопросам» относятся требования, ставящие целью изменение тех практических норм, на которых осуществляется в США отделение церкви от государства. В частности католическая церковь требует государственного финансирования частных школ, уменьшения государственного контроля за деятельностью принадлежащих церкви агентств, различных финансовых льгот.

Таким образом, можно сказать, что XX в. стал для американской католической церкви достаточно плодотворным. В доказательство следует отметить, что: во-первых, снизилось число противников католической веры. Во-вторых, вторая половина XX в. отмечена значительным увеличением числа приверженцев данной ветви христианства. В-третьих, влияние церкви на внутриполитические и социальные процессы возросло. И, в-четвертых, церковь начала оказывать свое влияние не только на внутреннюю политику, но и на внешнюю.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники :

1 Декларация о религиозной свободе [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: неофиц. сайт. - 1997. - Режим доступа : http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt283.html

2 Декрет о средствах массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: неофиц. сайт. - 1997. - Режим доступа : http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt02.html.

3 Civil Rights Act ; July 2, 1964 [Электронный ресурс] // Сайт библиотеки Йельского университета: офиц. сайт. - 2001. - Режим доступа :  http://avalon.law.yale.edu/20th_century/civil_rights_1964.asp.

4 Великович Л. Н. Религия и церковь в США / Л. Н. Великович. - М.: Наука, 1978. - 144 с.

5 Мчедлов М. П. Католицизм / М. П. Мчедлов. - М. : Изд. полит. лит.,  1970. - С. 34-60.

6 Религия в политической жизни США / Отв. ред.: Ю. А. Замошкин, Д. Е. Фурман.  - М. : Изд. Наука, 1985. - С. 90-166.

7 Филатов С. Б. Католицизм в США (60 - 80-е гг.) / С. Б. Филатов. - М.: Наука, 1993. - 144с.

8 Шлезингер А. М. Циклы американской истории / А. М. Шлезингер. - М.: Прогресс - Академия, 1992. - С. 585-605.

9 Яковлев Н. Н. Религия в Америке 80-х г. / Н. Н. Яковлев. - М.: Изд. полит. лит., 1978. - С. 139-191.

Просмотров работы: 138