В течение долгого времени США обеспечивали свои интересы в регионе Персидского залива, оказывали военную и экономическую поддержку нескольким его ключевым странам - среди них наиболее надежной и стабилизирующей силой являлся Иран. В 1979 году, после свержения шахсхого режима и победы исламской революции, отношение к Ирану изменилось. По мнению США, политика исламского иранского режима - главная угроза интересам западных стран в регионе. Это особенно опасно в последнее десятилетие, поскольку Иран, уже обладающий ракетным и химическим оружием, вплотную приблизился к созданию ядерных вооружений.
В настоящее время Иран обладает самой развитой научно-производственной базой в ядерной области среди исламских государств ближневосточного региона. В 2010 году Иран произвел первую партию обогащенного до 20 процентов урана. Несмотря на отрицание официальным руководством Ирана обвинений в разработке ядерного оружия, США причисляет это государство к числу пороговых государств, т.е. обладающих техническими возможностями для создания ядерного оружия и принявших политическое решение о его разработке /13/.
США на протяжении последнего десятилетия продолжают активно участвовать во внешнеполитической жизни ближневосточного региона, пытаясь сохранить для себя возможность влияния на Иран как крупное и быстро развивающееся государство - член ОПЕК, и поэтому важно рассмотреть особенности политики США в отношении иранской ядерной проблемы в период президентства Дж. Буша-младшего и Б. Обамы.
Цель работы - рассмотреть ядерную проблему в американо-иранских взаимоотношениях в последнее десятилетие.
Поставленная цель требует решения ряда задач:
- раскрыть основные особенности ядерной проблемы во взаимоотношениях США и Ирана в период 2000 - 2010 годов;
- сравнить концептуальные основы внешней политики США в отношении иранской ядерной проблемы в период президентства Дж. Буша-младшего и Б. Обамы;
- рассмотреть основные итоги американо-иранского взаимодействия в годы президентства Дж. Буша-младшего и перспективы внешнеполитического курса США в отношении Ирана при президенте США Б. Обаме.
Анализ источников и литературы позволяют сделать вывод о том, что ядерная проблема в американо-иранских взаимоотношениях в последнее десятилетие интересует и привлекает внимание многих политиков, журналистов, представителей научного сообщества.
Директор регионального филиала Института стран СНГ в г. Бишкеке А. Салиев /11/ и автор книги «После империи: рождение многополярного мира», обозреватель журнала «The Guardian» Д. Хиро /12/ считают, что администрация президента США Б. Обамы лишь создает иллюзию смены внешнеполитического курса прошлой администрации. С первых дней своего президентства администрацией Б. Обамы не предпринято никаких реальных шагов по смене курса прошлого президента в отношении Ирана. Они считают, что политика президента США Б. Обамы в отношении иранской ядерной проблемы носит двойственный характер. С одной стороны, он заявляет о начале диалога с Ираном, с другой - ужесточает санкции.
А. Салиев отмечает, что основной проблемой, затрудняющей возможность изменения прошлого курса США в отношении Ирана, а также всего арабо-мусульманского мира, является внутриполитическая ситуация в самих США. На внешнеполитический курс страны большое влияние оказывают две серьезные силы: оборонный комплекс США и израильское лобби, которые заинтересованы в сохранении нестабильности на Ближнем Востоке. Поэтому перспектива изменения внешнеполитического курса США по отношению к Ирану во многом зависит от того, как сложится ситуация в самих США.
Российский аналитик и политолог, автор ряда книг и многих статей по проблемам международной безопасности С.Е. Кургинян /8/ и американский журналист С. Херш /13/ придерживаются сходного мнения о том, что США проводят тайную политику против Ирана с целью создания ситуации нестабильности, при которой они могли бы на правах третейского судьи вмешиваться во внутренние дела Ирана.
Тем не менее, несмотря на большое количество аналитических материалов и публикаций, посвященных отдельным аспектам данной темы, практически отсутствуют комплексные научно-исследовательские работы по данной тематике. Следовательно, возникает объективная необходимость в рассмотрении и уточнении особенностей американо-иранских взаимоотношениях по ядерной проблеме в последнее десятилетие.
В официальном «ядерном клубе» в настоящее время находятся пять стран (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай), в неофициальном - три страны (Индия, Израиль и Пакистан), а к числу пороговых государств мира относятся около 36 стран, способных на создание ядерного оружия, в том числе и Иран /13/.
Одной из ключевых проблем международной политики в настоящее время является иранская ядерная программа, развитие которой началось еще в 1967 году после передачи США Ирану атомного реактора. Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия и Франция. В 1968 году Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ратифицировал его в 1970 году /9, с. 50/.
Однако после победы исламской революции в 1979 году отношение США к Ирану изменилось. А в 2002 году президент США Дж. Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют международный терроризм и стремятся завладеть ядерным оружием /4/. С тех пор США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, которые предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере. Эта проблема приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности как стран Ближнего и Среднего Востока, так и других регионов мира /12/.
После избрания президентом Ирана М. Ахмадинежада в 2005 году иранская позиция на переговорах со странами ЕС и США ужесточилась. А в феврале 2006 года вопрос о ядерной программе Ирана был передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН /2/.
Концептуальные основы внешнеполитического курса США в период президентства Дж. Буша-младшего характеризуются высказываниями влиятельных политических деятелей того периода. Так, в феврале 2006 года глава республиканского большинства в Сенате США Билл Фрист впервые заявил о том, что в случае необходимости Конгресс США обязательно поддержит применение военной силы против Ирана - «война с Ираном лучше, чем Иран, обладающий ядерным оружием» /3/.
Незадолго до этого министр обороны США Д. Рамсфельд назвал иранский режим «главным спонсором международного терроризма в мире» /10/, а госсекретарь США К. Райс заявила, что «мир не будет стоять и смотреть, как настойчиво Иран идет по пути обретения ядерного оружия» /5/.
Хотя в отличие от Дж. Буша у Б. Обамы появились слова о готовности к диалогу, что вселяет надежду на ожидание перспектив изменения политики США в отношении Ирана, но реальные шаги по-прежнему не выходят за рамки внешнеполитического курса прошлой администрации.
По мнению некоторых зарубежных и российских экспертов, политика президента США Б. Обамы в отношении иранской ядерной проблемы носит двойственный характер. В одном из своих выступлений Б. Обама подчеркнул свою приверженность принципам взаимоуважения в отношениях между США и Ираном, но не сдержался и тут же заявил об отсутствии возможности для Ирана быть частью мирового сообщества, пока он не откажется от поддержки международного терроризма и не прекратит разработку ядерного оружия /2; 11/. Это заявление, в котором Б. Обама, как и его предшественник, вновь обвинил Иран в поддержке международного терроризма, сводит на нет усилия международной дипломатии наладить американо-иранский диалог /11/.
Госсекретарь США Х. Клинтон также призывает постоянных членов Совета Безопасности ООН к усилению санкций против Ирана с тем, чтобы он прекратил программу по обогащению урана и производству ядерного топлива /6/.
9 июня 2010 года Б. Обама выступил с заявлением по поводу принятия Советом
Безопасности ООН резолюции о введении дополнительных международных санкций в отношении Ирана. Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать средства в некоторые сферы экономики (например, в урановые рудники), также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений, закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах /1/.
В июле 2010 года президентом США Б. Обамой был подписан законопроект об ужесточении односторонних санкций в отношении Ирана. Он дает возможность вводить санкции против компаний и физических лиц, которые инвестируют в энергетический сектор Ирана более 20 млн. долларов в год /7/.
По данным, опубликованным американским журналистом С. Хершем в еженедельнике «New Yorker», во время своего второго президентского срока Дж. Буш отдал распоряжение о реализации тайной программы ЦРУ по дестабилизации иранского режима, выделив на эти цели около 400 млн. долларов /13/.
По мнению некоторых аналитиков, США проводят такую тайную политику против
Ирана с целью создания ситуации нестабильности, при которой они могли бы на правах третейского судьи вмешиваться во внутренние дела Ирана. Одним из самых важных для США факторов этой нестабильности может стать как минимум, напряженность, а как максимум - региональная война между шиитами, возглавляемыми Ираном, и суннитами во главе с Саудовской Аравией. Этот хаос в ближневосточном регионе еще больше увеличит мировые цены на нефть (что очень важно для американских нефтяных корпораций), возросшие цены на нефть затормозят экономический рост основных глобальных конкурентов США (Китая, Индии, стран ЕС и Японии), позволит правым республиканцам провести через Конгресс амбициозную «программу энергетической независимости США», а также у США появится возможность так называемого «кризисного управления» при помощи мощных военно-политических инструментов спецслужб /8; 11/.
Таким образом, ядерная проблема в Иране является во многом лишь предлогом для реализации стратегической политики США в целях удовлетворения своих национальных интересов. Поэтому концептуальные основы внешней политики администрации нового президента США Б. Обамы отличаются от предшествующей в основном только тональностью заявлений - в своей основе обе администрации придерживаются одной и той же внешнеполитической доктрины.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заявление президента США Б. Обамы о резолюции Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении Ирана (9 июня 2010 года) [Электронный ресурс] // America.gov: бюро международных информационных программ Государственного департамента США: офиц. сайт - 2001. - Режим доступа: http://www.america.gov/st/peacesec-russian/2010/june/20100610084506ejavosson0.6011317.html. - 02.01.2011.
2. B. Obama´s Iran nuclear speech at G-20 (text), September 25, 2009 [Электронный ресурс] // The Huffington Post: The Internet newspaper: офиц. сайт - 2001. - Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/2009/09/25/obama-iran-nuclear-speech_n_299724.html. - 03.01.2011.
3. Interview with Senator Bill Frist [Электронный ресурс] // The CBS Interactive business network: офиц. сайт - 2002. - Режим доступа: http://findarticles.com/p/news-articles/analyst-wire/mi_8077/is_20060316/interview-senator-bill-frist/ai_n50564696. - 03.01.2011.
4. President delivers State of the Union address (January 29, 2002) [Электронный ресурс] // The White House: President George W. Bush: офиц. сайт - 2001. - Режим доступа: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html. - 02.01.2011.
5. Statement by Secretary of State Condoleezza Rice (31.05.2006) [Электронный ресурс] //
GlobalSecurity.org: офиц. сайт - 2000. - Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/wmd/library/news/iran/2006/iran-060531-state67088.htm. - 03.01.2011.
6. Statement by Secretary of State H. Clinton. Passage of Iran sanctions legislation (June 25, 2010) [Электронный ресурс] // Iran News Digest: for a democratic & pluralistic Iran: офиц. сайт - 2008. - Режим доступа: http://www.irannewsdigest.com/2010/06/25/statement-by-secretary-clinton-passage-of-iran-sanctions-legislation. - 03.01.2011.
7. The toughest sanctions ever faced by the Iranian government (June 9, 2010) [Электронный ресурс] // The White House: President Barack Obama: офиц. сайт - 2009. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/blog/2010/06/09/toughest-sanctions-ever-faced-iranian-government. - 03.01.2011.
8. Кургинян С.Е. Закрытые игры: Иран [Электронный ресурс] // Фонд «Кризисные исследования и антикризисные разработки»: неофиц. сайт - 2009. - Режим доступа: http://www.rus-crisis.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1613:1613&catid=39:
2009-07-27-17-55-15&Itemid=67. - 02.01.2011.
9. Новиков В. Ракетно-ядерное нераспространение: вопрос Ирана / В. Новиков // Ядерный контроль: журнал ПИР-Центра. - 2002. - № 5 - С. 49-53.
10. Рамсфельд на конференции в Мюнхене объявил Иран главным спонсором терроризма [Электронный ресурс] // News.Rin.ru: информационная служба: неофиц. сайт - 2000. - Режим доступа: http://news.rin.ru/news/42925/. - 03.01.2011.
11. Салиев А. Для Ирана Обама - кто? [Электронный ресурс] // Институт стратегического анализа и прогноза: офиц. сайт - 2005. - Режим доступа: http://www.easttime.ru/analitic/1/11/679.html. - 04.01.2011.
12. Хиро Д. Почему политика Обамы в отношении Ирана потерпит неудачу [Электронный ресурс] // The CBS Interactive business network: офиц. сайт - 2002. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/asia/20091030/156462548.html. - 04.01.2011.
13. Hersh S. The Iran Plans. Would President Bush go to war to stop Tehran from getting the bomb? (April 17, 2006) [Электронный ресурс] // The New Yorker: офиц. сайт - 2000. - Режим доступа: http://www.newyorker.com/archive/2006/04/17/060417fa_fact?currentPage=all. - 03.01.2011.