ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Б.КЛИНТОНА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Б.КЛИНТОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1990-е годы оканчивается холодная война, происходит распад Советского Союза и как следствие - распад существующей биполярной системы мира. Все это влечет за собой образование нового государства на международной арене - РФ и становление США в качестве единственного мирового лидера, в связи, с чем американо-российские отношения входят в совершенно новую фазу своего развития. Происходит формирование новой модели американо-российских отношений. Этот процесс проходит под влиянием ряда факторов.

           Целесообразно данные факторы разделить по сферам пересечения интересов в американо-российских отношениях, т.е. военно-политические и экономические. 

           Важнейшим военно-политическим фактором, оказавшим, влияние на американо-российские отношения стало, официальное объявление об окончании холодной войны. Начало отношений между США и Россией само по себе знаменовало если не потепление в отношениях то, по крайней мере, перемены в лучшую сторону. В тот период, произошло своеобразное разрешение противостояния между США и Россией. Как известно, данное противостояние могло привести к необратимым последствиям в отношении всего человечества, т.к. холодная война в понимании многих запомнилась как планомерное наращивание ядерной мощи со стороны самых влиятельных на международной арене держав. Б. Клинтону с момента начала своего президентства  пришлось  решать сложнейший вопрос  по поводу провозглашения определенной стратегии действий на международной арене. Усложняло это решение то, что население США ожидали от новой власти реформ, в первую очередь направленных на улучшение жизни граждан США. Но на тот момент США было необходимо задумываться в большей степени о поддержании своей ведущей позиции в мире, а для этого, как известно необходимо большое количество средств, которые взимались бы с населения в виде налогов. Так Клинтону нужно было грамотно построить и внутреннюю и внешнюю политику. Россия на тот момент не могла позволить себе активно участвовать в международных делах, так как после распада СССР перед российским правительством встал вопрос о преодолении, многих проблем касающихся внешней и, прежде всего внутренней политики.

Следствием окончания холодной войны и распада СССР стал распад биполярной системы мира который так же внес свои коррективы и явился очередным фактором повлиявшим на американо-российские отношения того периода. Перемены выражались в первую очередь в новой расстановке сил на международной арене, а точнее только в формировании этой расстановки, что повлекло за собой смену внутренней и внешней политики, как США, так и России. То, как данный фактор повлиял на американо-российские отношения  можно проследить по поведению, прежде всего оказавшихся передовыми на международной арене США. Подтверждение этому может служить, то, что с приходом Клинтона в Белый дом появляется концепция «Расширение демократии» которая была оглашена  26 февраля 1993 года в выступлении помощника президента США по вопросам национальной безопасности Энтони Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Вашингтона, Джонса Гопкинса, где говориться о том, что США фактически объявляют себя победителями в  холодной войне  и причисляют эту победу к победам в борьбе за человеческую свободу и демократический режим. Так же  обращается внимание на, то, что страны, в которых присутствует тот или иной компонент демократического режима, а именно демократия или рынок, так или иначе, потом приходят к полной демократии. Относилось это заявление, конечно же, к тем странам, которые в тот момент стояли на пути смены своей идеологии и режима развития. В числе таких стран оказалась Россия, которая в тот период как раз таки находилась на перепутье, в том же положении находились и страны постсоветского пространства. Более того, в концепции провозглашенной Лейком превозносятся «коренные американские ценности»[i], что в некоторой степени даже служит к призыву принятия именно американской модели демократии для тех стран, которые становятся на путь демократического развития.  И в конце выступления Лейка  подчеркиваются опасения США по поводу воссоединения СССР, даже фактически ставится задача - не допустить подобного.  В итоге латентные цели США направленные на расширение сфер влияния привели к затруднению решения многих важнейших дел. Но представленный фактор также характеризуется и положительным итогом - подписанием 27 мая 1997 года Основополагающего Акта о взаимоотношениях России с НАТО.[ii] Целью которого, являлось создание преодоление остатков прежней конфронтации, соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества меду Россией и НАТО, а так же построение мира в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающихся на сотрудничестве.

Сильное влияние оказывало на отношения США и России намеренья США расширять НАТО, а так же активная политика США, проводимая в отношении стран СНГ. Доказательством данному факту может послужить рамочный документ «Партнерство ради мира»[iii] создание, которого было предложено в 1994 году, в Брюсселе. Суть данного документа заключалась в том, что бы содействовать укреплению безопасности в Евроатлантическом регионе и укреплению политических и военных связей, что предполагало военное сотрудничество НАТО с 23 европейскими государствами и бывшими советскими республиками Центральной Азии. Россия отнеслась к данному предложению положительно, но когда вышел оформленный Рамочный документ 10 января 1994 года, Российская сторона не одобрила его. Дело в том, что Россия граничит со странами СНГ, и одной из основных целей ее внешней политики после распада СССР являлось установление сотруднических отношений со странами постсоветского пространства. Для РФ это была не просто цель, это было необходимо для обеспечения территориальной безопасности страны.  Суть же программы «Партнерство ради мира» заключаются в открытости, демократическом контроле, развитии сотрудничества с НАТО и т.п., что совершенно не выгодно для России и неприемлемо для ее безопасности, так как все это означало бы равносильно дать одобрение на первый шаг в расширении НАТО. В случае расширения НАТО обязательно встал бы вопрос об установлении со стороны США на территориях стран СНГ установок ПРО, а данный вопрос и по сей день является самым острым в отношениях двух государств. Подтверждение подобной угрозе можно найти в зафиксированных цитатах из документа «Партнерство ради мира»: «облегчение транспарентности национального военного плани­рования и бюджетных процессов; обеспечение демократического контроля в отношении воору­женных сил»[iv] и т.п. Таким образом, Российская сторона ратифицировала данный документ лишь в 2007 году Федеральным законом Российской федерации от 7 июня 2007 г.№99 Ф3 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами участвующими в программе «Партнерство ради мира» о статусе их Сил от 19 июня 1995 г. и дополнительного протокола к нему». Что касается других государств входящих в данную программу, они практически все, ратифицировали договор в 1994 г. Данный факт привел к ухудшению отношения России к США на тот период.

Из военно-политических факторов, можно выделить, в первую очередь, ядерный арсенал России, который практически не изменился после распада СССР. Так по статистическим данным[v], предоставленным московским физико-техническим институтом, на сентябрь 1990 года в СССР находилось 1398 носителей и 6612 ядерных зарядов межконтинентальных баллистических ракет, 940 носителей и 2804 ядерных зарядов баллистических ракет подводных лодок, а так же 162 носителя и 855 ядерных зарядов тяжелых бомбардировщиков. Проблема России состояла в том, что после распада СССР значительная часть ее вооружений находилась на территории бывшего Советского Союза и долгое время Украина, Белоруссия, и Казахстан не соглашались признавать Россию правопреемницей этого ядерного оружия. Так, например  представители Украины требовали снабжения ее средствами на вывоз ядерного оружия с ее территории и обеспечения ей безопасности со стороны США и России взамен на передачу им ядерного оружия. Впоследствии, проблема разрешилось подписанием  14 января 1994 года трехстороннего (Россия, США, Украина) соглашения, но это так же повлияло на американо-российские отношения. Таким образом, в распоряжении России  после распада СССР фактически оставались все ядерные вооружения, а так же очень значимые политические связи и участие в международных организациях, таких как  ООН и Совет Европы, плюс созданную организацию после распада СССР - СНГ и участие в  Договоре о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года. Россия после распада СССР утратила значительную часть своей мощи, но все же являлась правопреемницей СССР, а следовательно сохраняла значимость на международной арене.

Таким образом, данные государства являлись на тот момент странами с самым огромным ядерным потенциалом, а нераспространение ОМУ для безопасности всего мира, являлось приоритетным вопросом и заставляло президентов США и России постоянно поддерживать контакт. Отрицательным следствием такого положения явилось то, что США в данном случае предстояло проделать трудную работу,  прежде чем определиться о том какую модель отношений они выберут в отношении только что сформировавшегося нового государства. Но впоследствии данный вопрос разрешается, важную роль в этом сыграла уже упомянутая Концепция «Расширение демократии».[vi]  Данная концепция одновременно выразила со стороны США  и итоги холодной войны и впоследствии стала служить опорной точкой  разработки внешне-политической концепции США при Б.Клинтоне.

Определяющее влияние на американо-российские отношения в экономической сфере оказало формирование новой для РФ модели экономики. Положительным влиянием данного фактора оказалось то, что у РФ и США возникла почва для развития сотрудничества, так как в России началась развиваться именно рыночная экономика, а США были в этом заинтересованы согласно концепции «Расширения демократии». Так по средствам сотрудничества в данной сфере создается комиссия Гор-Черномырдин. Начало, которой положило оглашение Ванкуверской декларации  3-4 апреля 1993 г. на саммите, где фактически было положено начало деятельности данной комиссии, которая впоследствии взяла на себя все обязанности по заключению межгосударственных договоров и соглашений в сфере экономического и технологического сотрудничества. Уже « к середине девяностых годов в рамках Комиссии, было согласовано более ста двадцати двусторонних документов, в том числе ряд крупных межправительственных соглашений».[vii] Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству работала чрезвычайно эффективно, что даже в современное время главы государств США и России вновь вернулись к идее о создании подобной комиссии в рамках решения важнейших вопросов касающихся американо-российских отношений. Данное заявление увенчалось успехом, подтверждением этому может послужить «принятие решения о создании российско-американской Президентской комиссии по развитию сотрудничества»[viii] во время первого визита в Россию нового президента США Барака Обамы на встрече с президентом РФ Д.А Медведевым. Как указано в газете «Русская линия»: «по словам президентов двух государств: «Это новый координационный механизм развития двустороннего взаимодействия взамен существовавшей ранее комиссии Гор-Черномырдин»[ix].

Еще одним фактором в экономической сфере являлось не интегрированность России в международный рынок. Данная ситуация была весьма двоякой. С одной стороны, такая позиция России мешала американо-российским отношениям в экономической сфере. С другой стороны, создавало почву для постоянных контактов, так как интеграция для России в мировой рынок была необходима.

Фактор не интегрированности России в мировой рынок очень сильно влиял на ограниченность инвестиций американских компаний. Таким образом, инвестиционный приток в СССР из США в 1990 году по данным центра экономической конъюнктуры[x] при Правительстве Российской Федерации составлял 2921 млн. долларов США. Уже в 1995 г. инвестиции составили 832 млн. долларов, а в 1997 инвестиции, поступившие, из США в Россию увеличились почти в 4 раза и достигли отметки 2966 млн. долларов, что даже в небольшом количестве опережает сумму вложений США в период существования СССР в 1990 году. Приток инвестиций начал заметно возрастать с 1995 года благодаря введенному закону «о разделе продукции»[xi].  Премьер-министр России В.Черномырдин очень долго добивался проведения соответствующего закона от Государственной думы, который бы предоставлял гарантии американским инвесторам желающим вложить свои капиталы в разработку российских природных ресурсов. Данный закон облегчил и обезопасил саму процедуру вкладов для инвесторов США.

В 1998 году в России наступил финансовый кризис, что так же не могло не отразиться на американо-российских отношениях. США именно в этот момент стали активно содействовать российской экономике в виде направленной финансовой помощи, о чем может свидетельствовать стремительный рост  общей экономической помощи США в период с 1998 по 1999 год. Так общая американская помощь по средствам различных программ составляла в 1998 году 0,71 млрд. долларов, а к 1999 достигла отметки 2,94 млрд. долларов[xii]. Данная помощь выражалась в соответствии с такими программами, как: Программа совместного уменьшения угрозы (Нанна-Лугара), программа по закону о поддержке свободы, сельскохозяйственной помощи и другие.

Подводя итог можно отметить что, развитие американо-российских отношений в рассматриваемый период времени зачастую затруднялось из-за расхождения внутриполитических и внешнеполитических приоритетов двух стран и различий в подходах к решению проблем.

 


1 Стратегия «расширения демократии» Системная история международных отношений. События и документы т. 4. / по ред. А. Д. Богатурова. изд. - М.: научно-образ. фо­рум по международным отношениям, 2004.  С. 400.

2Основополагающий акт о взаимных отношениях между РФ и НАТО. Париж. 27 мая 1997 г. / Системная история международных отношений. События и документы. 1918-2003 г. под ред. А. Д. Богатурова, т. 4. М.: Изд. научный образовательный форум по международным отношениям, 2004. C. 411 - 414.

3 Рамочный документ «Партнерство ради мира» / Системная история международных отношений  4 тома. События и документы. 1918-2003 г. под ред. А. Д. Богатурова, т. 4. изд. - М. : Научный образовательный форум по международным отношениям, 2004. С. 404-405.

4 Рамочный документ «Партнерство ради мира» / Системная история международных отношений  4 тома. События и документы. 1918-2003 г. под ред. А. Д. Богатурова, т. 4. изд. - М. : Научный образовательный форум по международным отношениям, 2004. С. 404-405.

5 Московский физико-технический институт. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии. Стратегические ядерные силы СССР и России. http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p11.htm

6 Стратегия «расширения демократии». Системная история международных отношений. События и документы т. 4. / по ред. А. Д. Богатурова. изд. - М.: научно-образ. фо­рум по международным отношениям, 2004.  С. 400.

7Торкунов А.В. Внешняя политика РФ 1992-1999г / Торкунов А.В. М.: МГИМО, 2000. С. 130

8Дмитрий Медведев: "Состоялся очень полезный и очень открытый, деловой разговор" [ Электронный ресурс ] / Русская линия. Православное информационное агентство // Новости политической информационной и общественной жизни. 2009. URL:  http://rusk.ru/st.php?idar=183865

9 Там же.

10 Прайм-тасс. Агентство экономической информации. Иностранные инвестиции в российской Федерации. http://www.prime-tass.ru/documents/documents/20040707/20040707.asp

[xi] Гарант. Информационно правовой портал. http://base.garant.ru/10105771/

[xii] Российско-американские экономические отношения. Мнения американистов [Электронный ресурс] // США: политика экономика. 2010 - http://khangmuo.ru/?p=23&page=23%20-

Просмотров работы: 38