ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений.

Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан.
Распределение национального дохода - центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе.
Главную роль в распределении доходов в обществе призвано играть государству.
Эта тема важна в настоящее время для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные, формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов и требуют решения сложных проблем.
Предметом исследования работы является государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения. Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества.
Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:
·     теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
·     исследовать основные направления государственной политики доходов;
·     неравномерное распределение доходов;
·     распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
Трактовка самого понятия «доход» чрезвычайно распространенное, широко применяемое, и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. Доход граждан формируется за счет заработной платы, пенсий, стипендий дивидендов, продажи продуктов домашнего хозяйства. Показатель денежного дохода населения - служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения. В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации. 1. в зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на: номинальный, реальный,
располагаемый доход.  2. по форме единицы дохода выделяют: денежный, натуральный.     3. в зависимости от государственного вмешательства: первичный, вторичный. Доходы физических лиц подразделяются на: 1. Доходы, полностью включаемые в совокупный годовой налог.  2. Доходы, частично не включаемые в совокупный годовой доход. Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). В распределении можно различать функциональное и персональное распределение.    Функциональное распределение доходов - это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Персональное распределение доходов населения отличается значительной неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето-Лоренца-Джини. Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов - баланс денежных  доходов населения. Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов. Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически  являлась одним изважнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства. Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат». Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода - номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей. Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ´´обратная сторона´´ богатства. Объективный факт -  дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. У этой проблемы есть две грани: 1. Неравенство доходов. 2. Неравенство богатства.     Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. С каждым годом число самых богатых граждан всё больше превышает число беднейшего населения. Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает

налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Оптимальная структура налогообложения - та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение  общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является

закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы. Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например,  семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства - различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя - «методом построения кривой Лоренца» . Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Таким образом, неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.

Просмотров работы: 14