МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любая государственная политика начинается с определения целей: достижения полной занятости, стабильность цен, экономический рост и тд. Для достижения этих целей используются различные методы. В своей работе мне бы хотелось рассмотреть подробнее бюджетно-налоговую политику государства с теоретической точки зрения и проанализировать ее практическое применение в РФ.

Вместе с тем функционирование национальной экономики, эффективных управленческих решений и выработка современной прогнозирование экономики требуют целостного подхода, учитывающего объективное единство и взаимосвязь всех элементов и аспектов воспроизводственного процесса. Наличие причинно-следственных связей в экономике обуславливает существование эффекта мультипликации, заключающегося в воздействии изменения одних параметров экономической системы на другие экономические показатели. Кроме того, что механизм мультипликатора сам по себе является одним из рычагов макроэкономического регулирования, его действие необходимо политики. учитывать при применении других методов экономической в последние годы можно отметить повышенный исследовательский интерес к вопросам оценки мультипликационных эффектов в экономике.

Социально-экономические эффекты это такие эффекты, которые оказывают влияние не только на экономику страны, но и на субъекты экономики, особенно на домохозяйства.

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть влияние изменения государственных расходов и налогов на поведение домохозяйств.

Для того, чтобы проанализировать это влияние необходимо ввести следующие понятия:

  • Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину возрастет доход (∆Y) при увеличении государственных расходов (∆G) на определенную величину

Mg= ∆Y/ ∆G

  • Налоговый мультипликатор показывает, насколько возрастет доход (∆Y) при сокращении налогов на определенную величину (∆T), или на сколько сократится доход при увеличении налогов;

 Mt= - ∆Y/ ∆T

Знак «минус» перед мультипликатором означает, что при повышении налогов ВНП страны снижается, а при снижении - растет.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы

национального производства и занятость населения. Они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов. Поэтому свой анализ мне бы хотелось начать именно с них.

Рассмотрев изменение величины государственных расходов в период 2005-2009 годов, была выявлена тенденция к их ежегодному увеличению. Например, в 2007 году государственные расходы были равны 11378,6 , в 2008 - 13991,8, в 2009 - 16048,3 млрд.р. Одним из факторов этого роста может быть увеличение среднего размера пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, что видно при анализе среднего размера назначенных пенсий и среднемесячных заработных плат за тот же период.

За счет роста доходов соответственно растет и потребление домохозяйств. Они начинают расходовать больше денег на продукты, одежду, услуги, автомобили то есть увеличивают собственное потребление. Соответственно начинают расти и доходы продавцов, автомобилестроителей, людей, занятых в производстве, пошиве одежды, изготовлении обуви и т. д. Они, в свою очередь, потребляют большее количество благ. Когда мультипликативный эффект «прокатится» по экономике, каждая единица, потраченный на новые государственные закупки и заказы, будет стимулировать увеличение общих планируемых затрат и инвестиций на величину большую, чем на единицу. Результат зависит от предельной склонности к потреблению.

По имеющимся данным о расходах на потребление товаров и услуг и обязательным выплатам можно рассчитать предельную склонность к потреблению.

Предельная склонность к потреблению

Год

2005

2006

2007

2008

2009

MPC

0,8

0,8

0,8

0,9

0,8

Например, в 2009 году предельная склонность к потреблению равно 0,8. Это значит, что, при изменении располагаемого дохода на единицу объем потребления будет увеличиваться на данную величину. Как видно в 2008 году MPC принимает наибольшее значение, следовательно, в 2008 году уровень потребления у домохозяйств был самым высоким за исследуемый период.

На основе данный о предельной склонности к потреблению можно рассчитать мультипликатор госрасходов.

Мультипликатор государственных расходов

Год

2005

2006

2007

2008

2009

 

5

5

5,4

7,4

5

 

Изменение государственных расходов влияет не только на совокупный спрос в экономике, но также и на величину ВВП. Прирост ВВП равен произведению мультипликатора госрасходов на прирост госрасходов. Следовательно, если например государство увеличит заработные платы работникам бюджетной сферы на 6%, то при прочих равных условиях, прирост ВВП будет равен 5*6%=30%.

Фактически, такой прирост ВВП неосуществим по следующим причинам: 1) при увеличении дохода домохозяйства могут не увеличивать свое потребеление, согласно теории, а увеличивать сбережения. 2) При увеличении доходов налоговые выплаты увеличиваются, следовательно домохозяйства могут укрывать часть своих доходов, которые не будут влиять на ВВП. 3) При выгодных условиях (высоких темпах инфляции) отдельные хозяйствующие субъекты могут взять кредит. В этом случае мультипликативный эффект отсутствует.  

Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение госрасходов влияет на увеличение национального богатства только в том случае, когда домохозяйства с увеличением своих доходов увеличивают свое потребеление, оставляя величину сбережений неизменной.

В России мультипликационный эффект проявляется в малой степени.

Для сравнения эффективности бюджетно-налоговой политики возьмем такую страну, как Китай.

Многие ученые экономисты считают, что для  повышенного  темпа экономического роста  в  нынешней  России  необходимо  увеличить  внутренний спрос, повышая долю оплаты труда в ВВП (х2) до 50%, а потом  и  до  60%.  Но для роста экономики  Китая,  например,  это  необязательно,  хотя  там  доля оплаты труда в ВВП еще ниже, чем в нынешней России, и составляет около х2=20%. Дело в том, что экономика Китая ориентирована на обслуживание  мирового рынка товарами  потребления  низкой  и  средней  технологической  сложности. Китаец может и  привык  жить  на  30-50  долл.  в  месяц.  Это  преимущество китайских природных условий и  традиций  и  позволяет  развивать  экономику, ориентируя  ее  на  экспорт,  с  низкой  долей  оплаты  труда  в   стоимости продукции,  чтобы  на  выручку  от  экспорта  и  под  кредиты  под   экспорт модернизировать  свои  производства.  Китай  побеждает  на   мировом   рынке дешевизной своих товаров  в  большой  степени  за  счет  очень  дешевой,  но "послушной" и аккуратной  рабочей  силы.

Экономика России в отличие от  Китая  должна  "раскрутиться"  за  счет обслуживания собственного внутреннего рынка такими  товарами.  Поэтому  надо особенно заботиться о поддержании спроса  на  внутреннем  рынке.  Сегодня  в конкурентной борьбе на мировом рынке Россия имеет шанс  завоевать  достойное место  только  в  секторе  высокотехнологичной  продукции  с  большой  долей интеллектуальных  затрат.

Я считаю, что для Росси наиболее эффективной мерой будет перераспределение государственных расходов в пользу увеличения заработной платы работникам бюджетной  сферы, за счет сокращения расходов на содержание государственного аппарата.

Так же требуется уменьшение налогового  бремени и применения льгот в налогообложении для категории граждан с низкими доходами или же увеличения  налогов  на  сверхдоходы  богатых людей.

Литература:

1) Селищев А.С., Макроэкономика. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

2) Статистический ежегодник: «Россия в цифрах», 2010 год http://www.gks.ru/

3) Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост., журнал  «Вопросы экономики», 2002, № 9

Просмотров работы: 44