Вступление России в ВТО: Оценка позитивных и негативных последствий - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Вступление России в ВТО: Оценка позитивных и негативных последствий

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время  решение вопроса  вступления  России в ВТО находится в завершающей стадии. Переговоры по этому вопросу ведутся между Россией и членами организации с 1993 года - самые долгие переговоры за всю историю существования ВТО. Такая продолжительность переговоров обусловлена несогласием российской стороны с выдвигаемыми условиями ВТО, которые могут негативно сказаться на экономике России.

Чрезвычайная актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что членство России в ВТО заметно скажется  на экономике страны, от условий вступления зависит ее будущее. Вопрос оценки негативных и позитивных последствий вступления России в ВТО является одним из самых дискуссионных и острых, существует множество мнений по этому поводу.

  Целью данной работы является рассмотрение сущности ВТО; причин, обуславливающих необходимость вступления России в ВТО; условий, на которых Россия должна вступить в ВТО; анализ и оценка негативных и позитивных последствий вступления России в ВТО.

ВТО - Всемирная Торговая организация (ВТО) ведет свою историю с 1948 года. ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли.

 ВТО - это:

  • торговля без дискриминации,
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

  С 1993 года ведутся переговоры о вступлении России в ВТО - самые долгие за всю историю существования организации.

 Необходимость вступления в ВТО обусловлена следующими причинами:

  • Изоляция несет за собой ущерб. Уже сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО составляет более
  • Вступить как можно скорее, для обеспечения наилучших условий. Все больше стран мира вступает в ВТО и никто оттуда не выходит. Этот процесс рано или поздно приведет к тому, что страны, не вступившие в ВТО столкнутся с серьезными проблемами и преградами в своей внешнеэкономической деятельности и в отношениях с остальными странами - членами ВТО.
  • Стимулирование экономики. Для достижения полной политической и экономической независимости России необходимо сделать экономический рывок. Чем дольше мы оттягиваем вступление в ВТО - тем меньше стимулов переоборудовать производство, тем больше отставание.
  • Повышение инвестиционной привлекательности России.

Итак, вступление России в ВТО подразумевает открытие ее национального рынка для других стран. Это наряду с положительными может нести ряд негативных последствий.

Основной задачей ВТО является поддержка торгового равновесия между между странами-участницами. В рамках осуществления этой функции организация регулирует торговлю тарифными методами, что подразумевает:

  • 1. установление на договорной основе размеров государственного субсидирования отраслей экономики
  • 2. отказ от таможенно-тарифной защиты отраслей экономики

 На данный момент экономика России характеризуется политикой протекционизма, т.е. активной поддержкой государством отечественных производителей. Она включает в себя субсидирование многих отраслей экономики, субсидирование экспорта, низкий уровень экспортных пошлин и высокий  - импортных.

В течение 5 последних лет ВТО требовала от России тарифных уступок в качестве вступительного «взноса». Переговоры велись в несколько этапов, и в основном касались вопросов субсидирования сельскохозяйтсвенной и промышленной  отраслей.

Одной из проблемных областей переговоров является сельское хозяйство. На протяжении многих лет Россия стремилась закрепить за собой право, став членом ВТО, оказывать поддержку своим аграриям в размере до 9 млрд. долл в год. (слайд)Так вот, на последнем раунде переговоров Россия вроде бы добилась своего: оппоненты согласились на наши 9 млрд. долл в год. Однако это будет длиться недолго: уже с 2013 г. субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 миллиарда долл.

Это неизбежно приведет к снижению производства. Выпуск этой отрасли снизится  по оценкам экспертов на 2,4%. Как следствие, занятость на сельскохозяйственных предприятиях может уменьшиться на 13-14%.

Также падение производства будет неизбежно сопровождаться снижением экспорта аграрно-продовольственного сектора. (см. рис.1)

 рис.1 Возможные последствия уменьшения субсидирования и сокращения таможенно-тарифной защиты для отдельных отраслей экономики

Отрасль экономики

 

Возможный прирост экспорта

Возможный прирост импорта

Уровень занятости на предприятиях

 Сельское хозяйство

 

-5,5-5,7 (%)

 

 

2,7-3,3 (%)

 

13-14 (%)

Пищевая промышленность

 

-3,4-3,6 (%)

 

1,7-2,6 (%)

...

 В сельском хозяйстве экспорт может уменьшиться на 5,5-5,7%, а в пищевой промышленности - на 3,4-3,6%. При этом прирост импорта составит 2,7-3,3% в сельском хозяйстве и 1,7-2,6% в пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.

Совокупные потери аграрно-продовольственного сектора могут составить порядка 1,3 млрд. долл. При этом для сельскохозяйственных предприятий сокращение таможенно-тарифной защиты менее болезненно, чем снижение поддержки.

Важную роль в спаде производства, наряду со снижением государственной поддержки, сыграет приток огромного объема дешевого импорта. Это может «убить» многих отечественных производителей, т.к. конкурентоспособность многих видов российской продукции в порядки ниже западной. Это неминуемо понесет за собой катастрофические последствия - безработицу, снижение уровня жизни населения. Стоит только подумать, что может стать с моногородами вследствие прекращения производства.

 Вопрос вступления России в ВТО почти решен. Во избежание возможных ужасающих последствий открытия рынка, Россия должна по сути в течении 7-ми лет нарастить производство. Правительство видит в этом аспекте и позитивные последствия, делая ставку на то, что членство в ВТО станет стимулом для рывка к экономическому росту, наращиванию производства, реформированию системы. Но насколько это реально в нынешних условиях? Если  по статистике, в мировом экспорте топлива Россия занимает 1-ое место, а экспорте готовых изделий - только 20-е, что говорит о неудовлетворительном уровне развитости производственного сектора экономики. Нам не удавалось его поднять при «защищенности» рынка от иностранных производителей и необходимом уровне инвестирования отраслей хозяйства, так удастся ли поднять при наличии такой серьезной конкуренции?

  В решении этого вопроса государство делает ставки на:

1)  рост иностранных инвестиционных  потоков

2) способы государственной поддержки производства методами, не входящими в ограничения.

Подводя итоги, можно сказать, что вступление в ВТО является очень важным для России шагом на пути как ее внутреннего развития, так и усиления позиций на мировой арене. Конечно, необходимость вступления  в ВТО очевидна: сегодняшним приоритетом для страны является достижение развитости  экономики, а не потери и ущерб от изоляции. Но членство в ВТО несет с собой и определенные риски, малейшие промахи в политике государства могут подорвать экономическую систему страны и привести к ужасающим последствиям. Поэтому важно успеть, как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны, для этого необходимы точный   и поэтапный расчет в проведении политики госудраства, разработке и реализации реформ, тогда Россия сможет всему миру заявить о себе, как о развитом государстве.

Список литературы:

  1. Клавдиенко В.П. Рабочая группа РСПП по вступлению России в ВТО// Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, 2009, № 2, С. 23-3
  2. Кунин А.В., Ледова А.С. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО// «Экономика», 2010, №56, с. 25
  3. Алексеев А.М. Россия движется к вступлению в ВТО // «Российская Газета», 2010, № 32, с 45
  4. Пискайкин А.В. Россия ежегодно теряет $4 млрд. из-за того, что не состоит в ВТО // «Мировая экономика», 2010, № 13, с 54
  5. Карпов М.И. О вступлении России в ВТО// «Экономист»,2010, № 46, с.24
Просмотров работы: 11