Между психическими состояниями и продуктивностью труда педагога существует определенная зависимость, согласно которой психические состояния учителя влияют на продуктивность его труда. В динамике учебно-педагогического процесса к концу года наблюдается тенденция к снижению положительно окрашенных состояний, и прежде всего состояний, связанных с контролем и управлением своей деятельностью и поведением, а также взаимоотношениями. Снижение интенсивности данных состояний сочетается с падением продуктивности урока. Продуктивность урока и трудового дня вообще связана с праксическими и творческими состояниями учителя, а также положительными эмоциональными состояниями, настроением и состояниями сознания. Наше исследование показало, что учителям довольно часто приходится испытывать отрицательные состояния, препятствующие выполнению деятельности. В эту группу можно отнести плохое настроение, отсутствие желания работать; негативное состояние на уроке, раздражение; волнение, досаду, замешательство, сомнение, злобу, агрессивное состояние; усталость, утомление, переутомление, лень. Проведенный нами анализ психологических затруднений в педагогической деятельности показывает, что основными причинами, инициирующими возникновение затруднений, являются следующие: изменение социально-экономических и, как следствие, профессиональных условий жизнедеятельности учителей; осознание необходимости дальнейшего профессионального самосовершенствования, требующего преодоления сложившихся стереотипов деятельности и поиска творческих, инновационных подходов и технологий; перестройка ценностно-смысловых и мировоззренческих позиций учителя, связанных с преобразованиями в общественной жизни. Характерными признаками затруднений в деятельности педагога является переживание напряженных психических состояний, стимулирующих или препятствующих выполнению деятельности, возникновение специфических эмоциональных реакций и неадекватного поведения и общения. Для преодоления трудностей педагогу на помощь должен прийти психолог. Своевременная диагностика и эффективная психологическая помощь учителю должны помочь в преодолении трудностей в профессиональной деятельности. Нами апробирован психологический тренинг по умению управлять эмоциональными реакциями в критических ситуациях деятельности. Эффективность тренинга была обоснована самими учителями, которые положительно оценили свои изменения в эмоционально-волевой сфере.