Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Основополагающими качествами личности в полиэтическом обществе по мнению, Р. Майзера, являются миролюбие, альтруизм, сотрудничество и солидарность как главные человеческие ценности.
В полиэтнической среде любое нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интрепретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах. Такие особенности определили необходимость поиска эффективного содержания, средств и методов гуманного, позитивного отношения к людям независимо от их национальной принадежности, начиная с дошкольного возраста. Специфика данного возраста создает благоприятные условия для формирования и развития позитивных навыков межнационального общения и сосуществования разных народов в полиэтническом регионе.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором стороится дальнейшее развитии личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепялется негативное отношение к другим, которое имеет весьма печальные отдаленные последствия, особенно при развитии ребенка в полиэтническом обществе. Вовремя определить проблемные формы отношения ребёнка к сверстникам и помочь преодолеть их - важная задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности детей, нормальный ход развития общения со сверстниками. Оно имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. 1) большое разнообразие коммуникативных действий и черзвычайно широкий их диапазон. Объясняется это тем, что ребенок уже с 3-4 летнего возраста решает большой спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль за их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов и постоянное сравнение с собой. 2) яркая эмоциональная насыщенность. Действия, адресованные сверстнику характеризуются значительно более выскокой аффективной направленностью. 3) нестандартность и нерегламентированность - при взаимодейтсвии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения, которым присущи особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания и т.д. 4) преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отстутствия ответной активности партнёра. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
Главной особеннностью общения дошкольников в полиэтническом регионе является то, что с 3-4 лет у ребёнка запускается процесс самоидентификациии, он начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения, замечая при этом отличия между собой и окружающими детьми. И решающим моментом в усвоении образцов поведения, является оценка других взрослых, детей, персонажей сказок, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.
Таким образом, можно утверждать, что семья является одним из основных путей проникновения национальной психологии в сознание детей. В ней развиваются относительно устойчивые установки, проявляющиеся в реакции ребенка на взаимодействие с людьми другой национальности, на явления в сфере межнациональных отношений и межнационального общения.