В теоретическом обосновании проблемы нашего исследования возникла необходимость в объяснении эмоциональной неустойчивости как одном из фундаментальных личностных качеств, содержательно связанном не только с особенностями эмоциональной сферы личности, но и с другими феноменами человеческой психики на основе имплицитной концепции эмоциональной неустойчивости. Доминирование эмоциональной неустойчивости у учителя обеспечивается целым рядом механизмов (в широком смысле этого слова), которыми, как мы полагали, являются: инверсия эмоциональных реакций при воздействии нейтральных и эмоционально положительных ситуаций, амбивалентность представлений личности о себе, замещение целевой регуляции деятельности на эмоциональную.
Наше исследование проводилось в педагогическом коллективе общеобразовательной школы. Совокупную выборку испытуемых составили учителя в возрасте от 23 до 62 лет. Мы изучали проблемы в развитии эмоциональной сферы личности педагога.. Рассматривая и сопоставляя между собой отдельные представления об эмоциональной неустойчивости мы убеждаемся в многогранности этого качества, описываемого и категориями психологии эмоций, и понятиями психологии. Мы полностью согласны с мнением Л.П. Баданиной, которая указывает на то, что характерные особенности эмоциональной неустойчивости несут в себе как отрицательные, так и положительные значения для личностного развития и жизнедеятельности человека. В частности повышенная эмоциональная реактивность рассматривается как компонент способности к артистическому творчеству, к перевоплощению в образ изображаемого лица с воспроизведением его чувств и реакций на окружающее. С другой стороны, повышенная реактивность соединенная со слабой адаптивностью, по мнению П.Б. Зильбермана, приводит к снижению продуктивности деятельности в экстремальных условиях. Выделенные особенности эмоциональной неустойчивости, объединяясь, взаимопроникая и усиливая друг друга образуют, по выражению Е.Г. Щукиной, "симптомокомплекс" эмоциональной неустойчивости, который повторяясь во времени может сформироваться в устойчивую черту личности.
В исследовании мы исходили из представления о труде учителя как о многомерном пространстве, включающем три взаимосвязанных пространства: личность учителя, педагогическую деятельность и педагогическое общение при превалирующей роли личности учителя.