Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена «эмоционального выгорания учителя» встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в учебном процессе. Это связано с тем, что профессиональный труд учителя общеобразовательной школы отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Многочисленные эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов являются физические симптомы - астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы - чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. Следствие этого - снижением эффективности профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией, ведет к снижению уровня квалификации и обуславливает развитие процесса психического выгорания педагога. Все эти явления зачастую возникают при одних и тех же условиях - при сверхоптимальной мотивации в фрустрирующей ситуации - и приводят к ухудшению или полной дезорганизации деятельности.Учителя с выраженным синдромом сгорания проявляют низкий уровень профессионального роста, неудовлетворенность работой, основными стрессогенными факторами считают проблемы, связанные с учительством. В русле нашего исследования в качестве средства преодоления синдрома "эмоционального выгорания" учителей мы использовали тренинг. Профилактика синдрома "эмоционального выгорания " начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле за процессом выгорания - взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и потом обязать себя изменяться. Важной особенностью тренинга, как средства преодоления «синдрома эмоционального выгорания» является научение учителя приемам саморегуляции и релаксации. Повторное обследование учителей показало, что нам удалось снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств с помощью тренинговых занятий, профилактических мероприятий, направленных, прежде всего, на внутренние психические качества педагога, адекватный анализу педагогических ситуаций, приемы эффективного профессионального взаимопонимания.