ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценностной структуры.

Северный Кавказ - исторически сложившийся регион, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования.

Но в последнее время рост этничности в регионе приводит к усилению этноцентризма, который в условиях снижения нравственного сознания общества чреват негативными последствиями. Усиливается разница между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, межнациональной конфликтности и насилия в регионе.

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности - политические, религиозные и индивидуальные (личностные).

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Для изучения ценностных ориентаций подростков в полиэтническом регионе было проведено исследование. Респондентами были выбраны ученики 9 классов разных национальностей в возрасте 15 лет: русские (52%), армяне (16%), осетины (13%), кабардинцы (10%), греки (9%). Исследование проводилось по 2 методикам: методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и Опросник по ценностным ориентациям.

Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что современные подростки выбирают те вечные ценности, которые всегда были значимы для человека - это «любовь»(19%) и «дружба»(19%).  Но также исходя из результатов исследования можно сделать вывод,  что подростки более ориентированы на общение со своими сверстниками и склонны к приятному времяпрепровождению. Ребята различных национальностей склонны выбирать для общения представителей своего этноса.  Большинство респондентов не показало желания серьёзно заниматься учёбой, творчеством. Низкие показатели для «природы», «искусства», «хобби» могут свидетельствовать о том, что подростки не считают опорой в жизни свой внутренний духовный потенциал, ориентируясь на общество («родители» и «друзья»).

Функции ценностей разнообразны. Они являются ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

 Поликультурная среда способствует формированию социально - установочных и ценностно - ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих молодому человеку осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять или не проявлять толерантность по отношению к носителям других культур.
Просмотров работы: 10