Успех вуза, как и любой другой организации, во многом зависит от уровня развития организационной культуры всех структур и подразделений учебного учреждения.
Исследования организационной культуры университета осложняются его своеобразной структурой, спецификой стоящих перед ним целей и задач, влияющих на формирование динамичного совокупного носителя этой культуры, которыми являются не только преподаватели и сотрудники, но и коллектив постоянно меняющихся студентов. Изучение влияния организационной культуры вуза на различные стороны студенческой жизни представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что студенты оказываются носителями особенностей культуры, традиций, ценностей, имиджа вуза не только в период своего обучения, но и спустя много лет по его окончании. Не менее важна и проблема соотношения содержательных характеристик организационной культуры вуза в представлениях студентов.
Организационная культура задает некоторую систему координат, формируя общее культурное пространство, включающее нормы и поведенческие модели, стиль общения, разделяемые всеми участниками, при этом обнаруживая степень конгруэнтности (совпадения и адекватности) базовых личностных и организационных ценностей, особенности мотивационно - смысловой сферы и самосознания.
Организационная культура студента - набор наиболее важных положений, применяемых всеми студентами высшего учебного заведения и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих молодым людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Формирование организационной культуры студентов - это достаточно длительный процесс, который целенаправленно осуществляется его руководством, в соответствии с задачами долгосрочной и среднесрочной стратегии развития в условиях рыночной нестабильности.
Формирование и управление организационной культурой студенческих коллективов является, по существу, способом ценностной социализации студентов. Поэтому учет качества усвоения организационной культуры (степени организационной социализации) важен при решении узловых вопросов: взаимоотношениях внутри группы, при отчислении студентов из ВУЗов и др. В связи с этим встает проблема диагностики и совершенствования организационной культуры студента и его степень близости к этой культуре.