Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.
Детско-родительские отношения в этнически смешанных семьях являются важнейшим детерминантом психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
Для межнациональных семей характерно более свободное, чем в однонациональных, преодоление детьми этнических барьеров при формировании своих семей.
В концепции Э. Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие различное влияние на развитие ребенка. Э.Фромм, анализируя традиционную семью, противопоставляя материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Материнская любовь дана ребенку изначально как дар, она является основой формирования у ребенка базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать (Эриксон). Отцовская любовь - требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить.
Качество супружеских отношений влияет на качество отношений детско-родительских. Представления ребенка об отце и отношения с ним в большей степени зависят от взаимоотношений супругов, чем от представления ребенка о матери и отношения с ней.
В классификацию стилей родительского воспитания включают четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процессе воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка.
Исходя из теоретического анализа изучаемой проблемы, нами были проведены эмпирические исследования национально смешанных семей с целью выявления типа воспитания ребенка. В исследовании участвовали 15 смешанных семей.
При сравнительном анализе были получены следующие результаты: в 80% семей придерживаются синергическому типу воспитания, это значит согласованное воспитание ребенка родителями. К такому типу отнеслись «кумир семьи», гиперопека, повышенная ответственность за ребенка. В таких семьях 87 % родителей стремятся дать ребенку все и «боятся отпускать на свободу». В 65 % семей наблюдались противоречивые типы воспитания, т.е. расхождения во взглядах по вопросам воспитания детей между мужем и женой, что зависит от их личных отношений. 67 % обследованных смешанных семей показали авторитарный стиль воспитания, приоритетным в этих семьях считается мнение отца. Индифферентный стиль воспитания был отмечен в 13 % семей.
Хотелось бы услышать мнение тех, кто воспитывался в смешанных семьях. Этот материал может помочь нам провести наше исследование.
Таким образом, анализ детско-родительского взаимодействия позволяет утверждать, что центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с детьми - занимает сфера эмоциональных отношений - принятие и эмоциональная близость. Именно процесс эмоционального взаимодействиях супругов принадлежащих разным культурам определяют их авторитарность в семье.