ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ №1 ПО Г.ТЮМЕНИ) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ №1 ПО Г.ТЮМЕНИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы с администрированием транспортного налога связаны с общим несовершенством налогового законодательства, неточностями в формулировках, которые дают возможность избегать уплаты налога, и приводят к спорам, разрешаемым в судебном порядке.

К основным проблемам в области налогового контроля и надзора за обеспечением поступлений начисленных сумм транспортного налога в региональный бюджет относятся:

- определение категории и видов транспортных средств;

- продажа транспортных средств по доверенности;

- доставка налоговых уведомлений и требований на уплату налога;

- взыскание налогов и пеней.

Определение видов автомототранспортных средств и отнесение к категории грузовых или легковых автомобилей на практике является весьма сложным вопросом. Это связано с тем, что НК РФ не установлены правила разграничения транспортных средств на легковые, грузовые и автобусы, и нет ссылки на какой-либо документ, классифицирующий виды транспорта. В связи с этим возникает множество споров, разрешаемых в судебном порядке.

На практике, в частности, в ИФНС России №1 по г. Тюмени, отнесение транспортных средств к категории легковых, грузовых и автобусов осуществляется с помощью:

- данных, содержащихся в паспортах технических средств;

- разъяснений завода-изготовителя;

- отраслевой нормали ОН 025 270-66;

- Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).

Нередко такие документы противоречат друг другу.

По транспортному налогу больше всего вопросов у налогоплательщиков, продавших свои машины по доверенности. Согласно ст.357 НК РФ плательщиком транспортного налога является тот, на кого зарегистрировано транспортное средство в ГИБДД [2]. Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно известить налоговые органы о передаче транспортного средства по доверенности. В уведомлении, подаваемом в налоговый орган, должны быть точно указаны транспортное средство, о котором идет речь, а также лицо, которому оно передано. Если факт передачи автомобиля по доверенности третьему лицу подтвердится, то это лицо и будет признано плательщиком транспортного налога.

Одной из наиболее актуальных проблем в ИФНС России №1 по г. Тюмени является доставка налоговых уведомлений и требований до налогоплательщика. Обязанность по уплате транспортного налога в соответствии со ст.44 и ст. 363 НК РФ возникает у физического лица после получения налогового уведомления на уплату и прекращается с уплатой этого налога [2]. Но нередко налогоплательщики не получают налоговые уведомления. Причинами этого, в основном, являются:

- неверно указан адрес проживания физического лица, так как изначально такой адрес был указан в сведениях ГИБДД;

- гражданин не явился на почту за получением уведомления, направленного заказным письмом;

- служащие почты не предприняли необходимых мер по информированию физического лица о поступлении на его имя заказного письма;

- технические перебои (недоработки) в работе программы «АИС Налог», в результате которых некоторые уведомления не могут быть распечатаны.

 В настоящее время взыскание недоимки по налогам и пеням с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможно только в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ, которой установлен срок подачи искового заявления в суд - шесть месяцев с после истечения срока исполнения требования об уплате [2]. Если Инспекцией по какой-либо причине (уважительной) пропущен срок выставления требования и/или подачи искового заявления, то недоимку в судебном порядке невозможно взыскать. Общий срок давности - 3 года - установлен ст. 196 ГК РФ [1].

Таким образом, одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования налогов. Необходимо принятие законов, которые бы легко администрировались со стороны налоговой службы. Часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и налоговому инспектору.

Литература

1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [по состоянию на 23.07.2008г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994 г. - № 32. - ст. 3301.

2. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.nalkodeks.ru/

Просмотров работы: 31