В налоговом кодексе РФ, как известно, определены два вида налоговых проверок - выездные и камеральные. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах [1].
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [3].
Нельзя не согласиться с мнением Цыганенко Т.А. [3] о том, что в системе налогового контроля лидирующие позиции занимают камеральные проверки. Это, по её мнению, обусловлено рядом факторов:
1. Меньшая трудоемкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;
2. Полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы;
3. Возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников;
Данные для оценки эффективности выездных и камеральных налоговых проверок по Тюменской области за 2009 г. приведены в таблице [4].
Сравнительный анализ эффективности выездных и камеральных налоговых проверок по Тюменской области за 2009г.
Наименование показателя |
2009 г. |
Количество проведенных камеральных проверок всего (шт.) |
807 207 |
Из них выявивших нарушения (шт.) |
46 456 |
Доначисленные налоги (тыс.руб.) |
2 936 299 |
Количество проведенных выездных проверок всего (шт.) |
5 465 |
Из них выявивших нарушения (шт.) |
2 797 |
Доначисленные налоги (тыс.руб.) |
3 733 281 |
Источник: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов № 2-НК за 2009г.
Из таблицы видно, что доначисления налогов по ВНП более эффективны, чем по КНП, т.к. за 2009 г. их больше на 796 982 или на 21,3%. Однако, количество КНП больше количества проведенных ВНП на 801 742 шт. Таким образом, видно, что количество ВНП составляет всего лишь 0,7% по сравнению с КНП. Это говорит о том, что «камеральщики» охватывают больше налогоплательщиков как организаций, так и физических лиц, предоставивших налоговую отчетность. Связано это с тем, что срок КНП составляет 3 месяца, а ВНП не может продолжаться более 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-6 месяцев (п.2 ст.88 и п.6 ст.89 НК РФ). Так же срок приостановления ВНП составляет не более 6 месяцев, а при получении информации от иностранных государственных органов еще 3 месяца. Срок же требования о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия) КНП составляет 5 дней (п.9 ст.89 и п.3 ст.88 НК РФ). Так же нужно не забывать о бумажной волоките, которая касается ВНП, а именно составление и вручение Справки о проведенной ВНП (п.15 ст.89 НК РФ) [1].
Таким образом, можно сказать, что КНП позволяют охватить большое количество налогоплательщиков. Поэтому приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи, с чем в перспективе, возможно, сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2010 № 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; Российская газета. - 2010. - 12 марта. - С. 17.
2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 560с.
3. Цыганенко Т.А. Совершенствование системы налогового контроля [Электронный ресурс] / Т.А. Цыганенко // Сборник научных трудов: сайт. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/041208/57.html
4. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов.- № 2 - НК за 2009 г. [Электронный ресурс] // Управление ФНС по Тюменской области: сайт - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/document