ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В налоговом кодексе РФ, как известно,  определены  два вида налоговых проверок - выездные и камеральные. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах [1].

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [3].

Нельзя не согласиться с мнением Цыганенко Т.А. [3] о том, что в системе налогового контроля лидирующие позиции  занимают камеральные проверки. Это, по её мнению,  обусловлено  рядом факторов:

1. Меньшая трудоемкость по сравнению с  проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

2. Полный (100%)  охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы;

3. Возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников;

Данные для оценки  эффективности выездных и камеральных налоговых проверок по Тюменской области за 2009 г. приведены в таблице [4].

Сравнительный анализ эффективности выездных и камеральных налоговых проверок по Тюменской области за 2009г.

Наименование показателя

2009 г.

Количество проведенных камеральных проверок всего (шт.)

807 207

     Из них выявивших нарушения (шт.)

46 456

     Доначисленные налоги (тыс.руб.)

2 936 299

Количество проведенных выездных проверок всего (шт.)

5 465

     Из них выявивших нарушения (шт.)

2 797

     Доначисленные налоги (тыс.руб.)

3 733 281

Источник: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов № 2-НК за 2009г.

Из  таблицы видно, что доначисления налогов по ВНП более эффективны, чем по КНП,  т.к.  за 2009 г. их больше на 796 982 или на 21,3%. Однако,  количество КНП больше количества проведенных ВНП на 801 742 шт. Таким образом,  видно, что количество ВНП составляет всего лишь 0,7% по сравнению с КНП. Это говорит о том, что «камеральщики» охватывают больше налогоплательщиков как организаций, так и физических лиц, предоставивших  налоговую отчетность. Связано это с тем, что срок КНП составляет 3 месяца, а ВНП не может продолжаться более 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-6 месяцев (п.2 ст.88 и п.6 ст.89 НК РФ). Так же срок приостановления ВНП составляет не более 6 месяцев, а при получении информации от иностранных государственных органов еще 3 месяца.  Срок же требования о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия) КНП  составляет 5 дней (п.9 ст.89 и п.3 ст.88 НК РФ).  Так же нужно не забывать о бумажной волоките, которая касается ВНП, а именно составление и вручение Справки о проведенной ВНП (п.15 ст.89 НК РФ) [1].

Таким образом, можно сказать, что КНП позволяют охватить большое количество налогоплательщиков. Поэтому приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи, с чем в перспективе, возможно, сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2010 № 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; Российская газета. - 2010. - 12 марта. - С. 17.

2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 560с.

3. Цыганенко Т.А. Совершенствование системы налогового контроля [Электронный ресурс] / Т.А. Цыганенко // Сборник научных трудов: сайт. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/041208/57.html

4. Отчет о  результатах контрольной работы налоговых органов.- № 2 - НК за 2009 г. [Электронный ресурс] // Управление ФНС по Тюменской области: сайт - Режим доступа:  http://www.r72.nalog.ru/document
Просмотров работы: 11