Российская налоговая система, согласно единственной утверждённой законом классификации, закреплённой в НК РФ, предусматривает три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В отличие от федеральных, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, как следствие они обязательны к уплате только на территориях тех субъектов РФ или муниципальных образований, которые ввели данные налоги на своей территории.
Таким образом, основные элементы налогообложения: налогоплательщик, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога определяются именно Налоговым кодексом РФ.
Конкретные же налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы устанавливаются региональными или местными властями.
К региональным налогам, согласно статье 14 НК РФ, относятся три налога:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным в соответствии со статьей 15 НК РФ - всего два налога:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
В будущем планируется много изменений, касающихся региональных и местных налогов. Так, в мае этого года рассматривалась вероятность отмены транспортного налога в 2011 году, помимо этого сохранялась вероятность оставления без изменений транспортного налога, и об одновременном увеличении суммы акцизов на топливо. При этом Минфин предлагает повысить акцизы на автомобильное топливо сразу на 3 руб.
Также остро стоит вопрос о несовершенстве системы обложения налогом на игорный бизнес. Игорный бизнес в России с 1 июля 2009 года разрешён только в четырёх особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Таковыми зонами являются: Калининградская область, республика Алтай, Приморский край, и зона на границе Ростовской области и Краснодарского края «Азов-Сити». Первое казино на этих территориях открылось в январе 2010 года, однако и до, и после этого российский игорный бизнес находил способы функционировать и вне зон - от переноса своих заведений за границу до прямого нарушения закона внутри России. Вступление в действие запрета на деятельность игорных заведений вне четырёх игорных зон повсеместно повлекло создание многочисленных нелегальных и полулегальных заведений. В ответ на это осенью 2010 года законодатели предложили ужесточить наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и усилить налоговую нагрузку на легальные заведения.
В настоящее время продолжается активная работа по подготовке к введению на территории налога на недвижимость. Предполагается, что он начнет действовать с 2013 года, будет взиматься с рыночной стоимости недвижимости по ставке, не превышающей 0,1 процента. Региональные власти смогут эту налоговую ставку уменьшать.
Также изменения затрагивают и налог на имущество организаций. Считается, что с 1 января 2011 года уплачивать налог будут учреждения уголовно-исполнительной системы, производители ветеринарных препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, владельцы памятников истории и культуры, специализированные протезно-ортопедические предприятия, что по нашему мнению скорее всего будет связано с изменением правовой формы вышеуказанных организаций. Также облагаться налогом будут исследовательские ядерные установки, хранилища ядерных материалов и радиоактивных отходов, ледоколы и суда с ядерными энергетическими установками, космические объекты, суда, зарегистрированных в Российском международном реестре.
Ещё одно планируемое изменение будет затрагивает объекты естественных монополий - железнодорожные пути, магистральные трубопроводы и линии электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью. С 1 января 2012 года ставка налога по этим объектам будет составлять 1,1 процента. Но вполне возможно, что в дальнейшем она будет увеличена.
Указанные авторами изменения в налоговом законодательстве затрагивают различные действующие налоги, и так как изменения не касаются принципиальных положений Налогового кодекса, то мы можем считать, действующую практику налогообложения действенной, не нуждающейся в принципиальном пересмотре.