КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ «НЕДОБРОСОВЕСТНОГО» КОНТРАГЕНТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ «НЕДОБРОСОВЕСТНОГО» КОНТРАГЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ни для кого не секрет, что взаимодействие с «фирмами-однодневками» влечет неблагоприятные последствия для налогоплательщиков. По таким сделкам нельзя применить налоговые вычеты и учесть расходы в целях исчисления налога на прибыль. Возникает вопрос: что делать, чтобы защититься от «недобросовестного» контрагента? Ответ дал Президиум ВАС РФ в знаменитом постановлении № 53 - проявлять осторожность и осмотрительность при его выборе [2].

Однако, что следует понимать под «должной осмотрительностью и осторожностью», ВАС РФ не указал.

Из сложившейся арбитражной практики видно, что признаки указанного критерия неразрывно связаны с действиями, которые предпринимает налогоплательщик при выборе контрагента и оформлении с ним договорных отношений.

Основная работа по выявлению у контрагента признаков «фирмы-однодневки» должна вестись на стадии подготовки к заключению договора и предварительных переговоров.

1. Прежде всего, перед заключением договора необходимо проверить действительность регистрации контрагента в качестве юридического лица, запросив у него свидетельство о государственной регистрации юридического лица или выписку из ЕГРЮЛ.

Большой популярностью пользуется сейчас оn-line - сервис «Сведения из ЕГРЮЛ - Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес». Он создан на сайте ФНС России http://www.nalog.ru/ в целях информирования участников гражданского оборота о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Информация обновляется ежечасно и позволяет в режиме реального времени отслеживать изменения сведений Единого государственного реестра юридических лиц.

Данный сервис позволяет также проверить, не зарегистрирована ли потенциальная организация-контрагент по так называемому адресу «массовой регистрации», не входят ли в состав ее исполнительных органов дисквалифицированные лица [1].

2. Необходимо проверить действительность регистрации контрагента в налоговом органе, запросив свидетельство о постановке на налоговый учет. При этом следует обратить внимание на срок существования компании: однодневки, как правило, долго не живут.

3. При заключении договора нужно ознакомиться с уставом (учредительным договором) компании-контрагента. Идеально заручиться выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.

4. Очень важно располагать документами (копиями), подтверждающими назначение и полномочия лиц, действующих от имени контрагента (решение акционеров (участников) о назначении генерального директора, доверенность, подтверждающая полномочия лиц, подписывающих документы от имени контрагента, паспортные данные указанных лиц, карточки  с образцами подписей).

5. Если деятельность контрагента подлежит лицензированию, то целесообразно проверить наличие у поставщика соответствующей лицензии, запросить ее копию.

6. Если в договоре указано, что контрагент исполнит обязательства самостоятельно, пригодится справка о том, что у него имеется достаточный объем ресурсов, необходимых для исполнения договорных обязательств (персонала, транспортных средств, торговых площадей, и др.) Такие объекты могут как находиться в собственности контрагента, так и быть арендованы им.

7. Необходимо проверить фактическое расположение контрагента по заявленному адресу и возможность связаться с ним по указанным номерам телефонов.

8. Стоит проверить представление контрагентом отчетности в налоговый орган (протоколы входного контроля, свидетельствующие о сдаче контрагентом налоговой отчетности); запросить в налоговой инспекции контрагента или у него самого копии бухгалтерской отчетности поставщика (формы №1 и 2), например, за отчетный период, предшествующий заключению договора.

9. Пригодятся любые материалы о коммерческой деятельности агента: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение могут иметь письменные рекомендации от других партнеров.

10. Рекомендуется изучить данные о судебных делах этого контрагента при помощи справочно-правовых систем и информации на сайтах арбитражных судов; сведения о нарушениях им законодательства РФ и о привлечении его к ответственности за совершение этих нарушений [3].

Как правило, проверка всех вышеуказанных фактов может показаться затруднительной и восприниматься как неуместная. Но, как свидетельствует судебная практика, своевременное осуществление данных рекомендаций позволяет обезопасить свой бизнес и избежать получения необоснованной налоговой выгоды.

Литература

1. Контрагенты: на проверку становись! //Деловой Орел. - 2010г. - №15 (494). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r57.nalog.ru/document.php?id=261880&topic=oc57

2. Пархачев И.А. Как не попасть на «однодневку»: советы ФНС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econ-profi.ru/index.php?type=special&area=1&p=articles&id=143

3. Терехин Р. 12 правил, которые помогут вам распознать фирму-однодневку. [Электронный ресурс].  -  Режим доступа: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/master-klass/51595-12-pravil-kak-raspoznat-firmu-odnodnevku
Просмотров работы: 1