СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из звеньев институциональных реформ в регионе является создание эффективной системы управления региональным налогообложением. Эмпирически сложившиеся в субъектах федерации системы управления региональным налогообложением, по мнению, как исследователей, так и практиков, не в полной мере реализуют фискальные и регулирующие цели. В большинстве случаев не отвечают они и требованиям гибкости, динамичности, оперативности и адаптивности к новым условиям развития субъектов федерации.

По мнению Дуканича Л.В. для развития регионального налогообложения необходимо предоставление налоговой льготы хозяйствующим субъектам отрасли будет целесообразным тогда, когда общая сумма налоговых поступлений в региональный бюджет будет не меньше суммы налоговых поступлений за тот же период при базовой ставке налога на прибыль, т.е. до предоставления льготы.

В результате оценки "эффективности" налоговой льготы для регионального бюджета, при условии направления прироста располагаемой прибыли на увеличение вложений собственных средств в оборотные активы, установлено, что предоставление этой льготы целесообразно для отраслей, спрос на продукцию которых относительно неэластичен по цене, имеющих незагруженные производственные мощности и небольшую продолжительность производственного цикла [1].

Для регионов с более высоким уровнем социально-экономического развития свойственна более высокая налоговая нагрузка на предприятия и организации, и более низкая - на физических лиц.

По мнению Карташова С.В. существенной проблемой в региональном  налогообложении является компенсация выпадающих доходов региональных бюджетов, особенно в условиях проведения федеральным центром политики снижения налоговой нагрузки на экономику и населения. В данной ситуации дефицит финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении территориальных властей, значительно усугубляет проблему финансовой зависимости региональных властей от политики вышестоящего уровня. Для целей выравнивания бюджетной обеспеченности предусмотрен фонд финансовой поддержки регионов, субсидии из которого предоставляются по единой методике в зависимости от налогового потенциала конкретного субъекта РФ [2].

Приведем мнение Пантюхиной С.А. по поводу мер совершенствования регионального налогообложения:  сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов - высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе НО объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ. Таким образом, для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста и т.д., нужно:

1) совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.

2) увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ [3].

Литература

1. Дуканич, Л. Организационный аспект управления налогообложением в регионе: характеристика и некоторые направления совершенствования [Текст] / Л. Дуканич // Налоговый вестник.-2009.- №4.

2. Карташов, С. Развитие регионального налогообложения в РФ [Текст] / С. Карташов // Современные аспекты развития регионального налогообложения.-2010.- №3.

3. Пантюхин, С. Основные направления совершенствования налогообложения в регионах [Текст] / С. Пантюхин // Вестник.-2009.- №6.
Просмотров работы: 1