Теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем - это семиотика. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Знак - это материальный предмет, который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя или заместителя другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем.
Можно выделить знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы. Знаки-копии - это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев). Знаки-признаки - это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе называется симптомами, приметами и т.п.). Знаки-символы - знаки, которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (например, изображение древнегреческой театральной маски как символ современного театра и театрального искусства).
Символ - это проявление вечного и подлинного во временном. Окружающий нас мир - это видимость, эмблема подлинности. Про символ нельзя сказать ни того, что он существует, ни того, что он не существует. Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.
Во время гонений христиане создали для себя особый символический язык. Найденные и описанные до сих пор символические изображения первых веков относятся отчасти к ереси, но главным образом- к древней христианской церкви. Во втором веке христианские символы украшают уже не только места религиозных собраний и молитвы, но и частную домашнюю жизнь.
Можно наметить три отдельных направления: символика предметная (солнце - око, борода, диск, древо жизни и т. д.), символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и символика словесная. Обрядовая символика чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках, на масленицу имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядового предопределения урожая, богатства, счастья. Еще более велика народная словесная символика, она вплетается во все проявления народной словесности, особенно в песни.
Таким образом, можно сделать вывод. Как сказал Браун: «Сказать, что означает символ- все равно что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по- своему...»
Электронный адрес: isertakova@rambler.ru