КРЕСТЬЯНСКИЙ САМОСУД – ФЕНОМЕН В ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КРЕСТЬЯНСКИЙ САМОСУД – ФЕНОМЕН В ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь сельской общины на Руси во все времена являлся главным показателем характера русского народа с его вековыми традициями, обычаями и сложившимся менталитетом. Этот народ по праву можно считать терпеливым и добродушным.

История свидетельствует, что самосуды на Руси процветали всегда, это связано в первую очередь с существовавшим многие века общинным строем сельской жизни, при котором основанные на понятиях правила жизни значили больше, чем писаные законы. По мнению историка и социолога Кирилла Бенедиктова, особенно неприемлемыми для русского крестьянского мира считались мздоимство мелких чиновников, разбой, воровство, а также половые преступления. К ним также можно отнести и «великий грех» - убийство человека. "Не убий!" - не уставал взывать Всевышний к роду человеческому. А люди, вознося к небу покаянные молитвы, все строили эшафоты, сооружали плахи, раскладывали костры, изобретали гильотины. В памятниках древнего русского права смертная казнь как мера наказания и возмездия упоминается лишь с конца XIV века. А до этого времени у наших пращуров широко практиковалась кровная месть. Она фактически была узаконена. В "Русской Правде" Великого князя Ярослава Владимировича говорилось: "Если убьет человека человек, то пусть мстит брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тетку". В старину сын убитого лишался наследства, если он не отомстил за отца, мать давала пощечину сыну, если тот осмеливался сесть за стол, не отомстив за смерть брата.

Однако шло время, и уже с начала XV века самосуд на Руси стал всячески пресекаться. Умерщвление человека за его тяжкие преступления переходило из дела частного в дело государственное. Вот, например, в «Мертвых душах» мы встречаем историю об охочем до девок капитане-уряднике, которого нашли мертвым на проезжей дороге после очередного амурного вояжа в одну из деревень. Налицо пример самосуда, который вряд ли мог быть расследован. Крестьянский мир никогда не выдавал тех, кто, не надеясь на закон, творил справедливость ради общего блага. Как считают историки, крестьянские волнения часто начинались как раз с того, что чересчур дотошные представители власти начинали преследовать зачинщиков самосудов. А рост числа самосудов на Руси свидетельствовало о том, что русский народ не был уверен в том, что произойдет справедливое наказание за свершенное преступление.

Таким образом, крестьянский самосуд в жизни сельской общины, выступал одним из факторов, показывающий недовольство русского народа на несправедливость и беззаконье в государстве.
Просмотров работы: 18