Николай Александрович Бердяев принадлежит к тем представителям русской культуры, время деятельности которых обозначается как «серебряный век». Он один из тех русских мыслителей, чьи статьи и книги необычайно ярко отразили мир «в его минуты роковые». На фоне великих и трагических событий для России и мира, он посвятил самые свои яркие работы проблеме творчества. В творчестве Н.А. Бердяев видел силу, освобождающую человека, дающую смысл его существования.
Как у религиозного философа мы у Бердяева читаем: «Может ли человек спасаться и в то же время творить, может ли он творить и в то же время спасаться?» - вот основной вопрос, вокруг которого выстраивается одна из ключевых статей Бердяева «Спасение и творчество».
Проблема эта чрезвычайно заостряется под пером мыслителя. Церковь занята спасением, творчеством занят светский мир. Преодоление этого разрыва должно стать освещение и оправдание Церковью творческих дел, которыми занят светский мир .
Творчество для Бердяева неразрывно связано с идеей свободы. В статье «О творческой свободе и фабрикации душ», явившейся ответом на гонения Ахматовой и Зощенко советской властью Н.Бердяев подчеркивает: «Творчество и есть акт свободы. Творчество духовной культуры никак не может быть организовано по образцу хозяйственной жизни страны или военной казармы. Это было бы смертью творчества».
В новое время, по мнению Н.Бердяева, все духовно значительные люди были духовно одиноки. Это одиночество гения было порождено дуализмом добра и зла. Преодолеть его может лишь христианское возрождение, которое будет творческим. Но творческое церковное возрождение «нельзя мыслить в иерократических категориях, нельзя втиснуть в рамки церковного профессионализма, нельзя мыслить как исключительно процесс сакральный, в противоположность процессам профанным».
По прежнему актуальны и интересны для нас рассуждения Бердяева о гениях и гениальности. Гениальность относится к внутреннему творчеству, а не к внешней реализации, она есть целостное качество человеческой личности, а не специальный дар. Соединение гениальной натуры с большим даром, талантом образует гения.
Н.Бердяев говорит о том, что нужно устранить устаревший спор о чистом искусстве для искусства. Такого искусства никогда не существовало - это фикция. Свободный творческий гений или талант не находится в пустоте, его творческие акты связаны с миром и человеческим обществом, он микрокосм.
При этом подчеркивает Н.Бердяев, недопустимо смешивать творческую свободу художника и мыслителя с изоляцией, с индивидуалистической поглощенностью собой, с равнодушием к судьбе мира и народа. Бердяев настаивает на том, что недопустимо смешивать это внутреннюю необходимую связь с жизнью своего народа с рабством, с насилием над творчеством, с приказом писать на известные темы : «Патриотическое стихотворение можно написать лишь потому , что поэт горит любовью к родине , а не потому, что в данный момент генеральная линия власти требует написания таких стихотворений».
Таким образом, творчество - поясняет Н.Бердяев, - есть то, что идет изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Конечно, отмечает Бердяев, творцы зависят от мировой среды, от своей исторической эпохи и действующих в ней исторических сил, но главная проблема в том, что они все-таки творят из ничего, вносят в мир принципиально новое, то, чего не было раньше в истории. Творческая новизна объяснима лишь из будущего, но не из прошлого. В этом главная тайна творчества, тайна человеческой свободы.