К числу актуальных проблем современности относится вопрос о параметрах взаимодействия культуры и войны. В условиях научно-технической революции, внедрения инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и военной, эта проблема стала особенно важной для судеб всех людей на земле. В развитии военной техники происходят быстрые и глубокие изменения. Разрабатываются качественно новые виды оружия, и в первую очередь оружия массового уничтожения, широко используются и технологии нового вида войн - информационных.
Наряду с философским, социологическим подходом в раскрытии актуальных вопросов сущности, причин, характера и роли войн, закономерностей их хода и исхода значительную роль играет культурологический анализ. Культурология, выступая методологической основой исследования, позволяет глубже понять общественную жизнь и явления, происходящие в ней.
Любой вооруженный конфликт, а тем более война, наносит огромный ущерб культурной среде. Разрушаются исторические памятники, музеи, библиотеки, театры, вузы и научные центры.
В теме «война и культура» можно выделить фундаментальный аспект, связанный с вопросом о культурной среде и о культурном контексте, в котором зарождается и происходит насильственный конфликт.
Каждый конфликт порождается как минимум двумя сторонами, если речь идет о межгосударственных и межгрупповых конфликтах, включая войны. Если конфликт выстраивается по линии «группа против государства», а именно такова природа почти всех внутренних конфликтов, особенно сепаратистских войн, тогда в конфликте оказываются задействованными две социально-культурные среды. Одна - это культура местного сообщества, от имени которого и в котором действуют инициаторы вооруженного сепаратизма и где, как правило, разворачивается сама драма конфликта. Вторая - это среда доминирующего общества, т.е. социально-культурная среда всего государства, от имени которого осуществляется воленавязывание, включая применение вооруженной силы против сторонников явочной сецессии.
В случае внутригосударственного конфликта сепаратистского толка культура мятежного региона составляет хотя и отличительную, но все же часть общекультурной среды государства. Например, культура Каталонии при всем ее своеобразии есть часть общеиспанской культуры, и эти две среды никогда не смогут поделить между собой художника Пабло Пикассо - уроженца Барселоны, ибо он одновременно принадлежит обеим культурным средам и составляет часть как каталонской, так и более широко - испанской культуры (а еще свою долю претензий на его творчество может выдвинуть и Франция).
Насилие присутствует во всех прошлых культурах, как и опыт мирного взаимодействия. В зависимости от желания и политической установки из этого опыта можно извлечь и задействовать в качестве современного аргумента или то обстоятельство, что настоящие японцы (швейцарцы и др.) не могут жить без оружия - самурайского меча (ружья или пистолета), или же то обстоятельство, что японцы исповедуют самую мирную религию и этику жизни, а швейцарцы последние двести лет ни с кем не воевали.
Еще одна фундаментальная проблема темы «война и культура»- это роль культуры в процессе восстановления мирной жизни. Никакие силовые, экономические и социальные меры не будут достаточными для решения этой задачи, если не будут предприняты усилия по восстановлению культурной сферы. Художественное творчество и другие формы культурной деятельности обладают одним из важнейших свойств, которые не смогут заместить никакие политические и другие меры. Речь идет об изживании травмы войны через мир воображаемой жизни, через сценическое творчество и театральную игру, которые способны перебросить мостик между реалиями войны с ее жестокостью и реалиями мирного существования с его спокойствием.
Произведения искусства (живописи, литературы, музыки и т.д.) имеют огромное значение для всестороннего рассмотрения вопросов войны и мира. Художественная культура оказывает огромное влияние на воспитание у людей высоких моральных, политических и других качеств.
Вопрос о роли войн постоянно был в центре внимания многих мыслителей прошлого. Так, прогрессивный философ Китая Мо-Цзы полагал, что "войны приносят социальное зло, ибо уничтожают самое ценное в обществе - людей.
Часть ученых утверждают ведущую роль войны в развитии науки. Так, американский экономист Лионель Эдис говорит о "научных открытиях, которые рождает война..." В течение двух или трех лет, считает он, "вы достигнете такого же научного прогресса в стране, которого можно достигнуть обычно в 40-50 лет".
Другие рассматривают войну основным источником духовных богатств человечества. Так, по словам Бутуля, война - это "мать литературы", ибо только война вдохновила на первые эпические поэмы и фольклорные песни, отражающие организованную силу. Война - источник всякого лиризма. Что же касается мира, то он "выступает в одежде бедного родственника", не дающего нам славы.
Метафизически мыслящие авторы расценивают войну как причину высоких моральных качеств людей. Австрийский социолог В.Краус, пишет, что отсутствие войн "ведет к накоплению у молодежи запаса агрессивности", к утрате моральных ценностей, к росту отрицательных явлений, к рождению эгоизма, частного интереса, к забвению общественного, долга.
Таким образом, культурологический подход к взаимодействию войны и культуры, их влияния на все социально-культурные процессы дает возможность объективно оценить роль каждого субъекта общественного развития в укреплении мира. Кроме того, эти положения способствуют выработке стратегии и тактики государств в важных вопросах войны и мира для всего человечества, являются мощным фактором объединения широких миролюбивых сил.