В настоящее время образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Практика подтверждает, что качественное образование невозможно без развития науки.
Система подготовки научных кадров - послевузовское профессиональное образование - как важнейшая и самостоятельная сфера образования до сих пор недостаточно регламентирована в нормативно-правовом аспекте. Это подводит к необходимости выработки целостной концепции системы подготовки научных кадров в Российской Федерации, устанавливающей единые требования к послевузовскому профессиональному образованию, в основе которой лежит идея о необходимости правотворческого синтеза. Систематизации подлежит ряд норм законов и подзаконных нормативных правовых актов: ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[1], ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[2], постановлений Правительства РФ, приказов Министерства образования и науки РФ и иных правовых актов. Этим определяется актуальность и практическая значимость обоснования и разработки концепции законодательного акта о системе подготовки научных кадров.
Согласно проведенных исследований и на основании полученных результатов, авторы предлагаемой концепции Федерального закона «О системе подготовки научных кадров в Российской Федерации» пришли к следующим выводам:
1. общественные отношения, возникающие в связи и по поводу подготовки научных кадров, регулируются множеством правовых актов, что негативно сказывается на качестве послевузовского профессионального образования;
2. основные понятия предлагаемого законопроекта в данный момент не разработаны, поэтому авторами предлагаются собственные определения следующих понятий: «научные кадры», «признание научного сообщества», «система подготовки научных кадров»;
3. целью системы подготовки научных кадров, разделяя мнение А. К. Казанцева и И. А. Никитиной, предлагается считать формирование кадровой составляющей научного потенциала и воспроизводство национальных кадров высшей научной квалификации[3];
4. объекты системы подготовки научных кадров: лица, обучающихся в системе послевузовского профессионального образования, субъекты - вузы, научные организации, имеющие право подготовки кадров высшей научной квалификации, коллективы, физические лица;
5. основные формы подготовки научных кадров: докторантура, аспирантура (адъюнктура), подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства.
Предлагаемый Федеральный закон, комплексно регулируя общественные отношения, возникающие в связи и по поводу подготовки научных кадров, состоит из 8 глав:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Органы системы подготовки научных кадров в Российской Федерации.
Глава III. Основные формы подготовки научных кадров в Российской Федерации.
Глава IV. Порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в Российской Федерации.
Глава V. Лишение (восстановление) ученых степеней и ученых званий.
Глава VI. Апелляция
Глава VII. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях.
Глава VIII. Заключительные положения Федерального закона.
Литература:
1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессионально образовании» (ред. от 08.11.2010.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - СТ. 4135.
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - 26 августа. - № 35. - СТ. 4137
2. Казанцев А.К., Никитина И.А. Проблемы образования //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. - 2004. - Вып. 1 (№ 8).