Наша образовательная система постепенно вытеснила активную творческую деятельность самих учеников. Из всех школьных предметов практический труд - это единственный школьный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся, тем не менее, отодвигаемый учителями на второй план. Такое отношение учителей к урокам технологии зачастую связано со сложностями подготовки к этим урокам. Успех работы учителя зависит от многих факторов, в том числе и от обеспеченности учебно-методическими и дидактическими пособиями. В последние годы появляется много литературы по технологии для начальных школ, но, к сожалению, она имеет чисто практическую направленность и содержит описание технологии изготовления конкретных изделий. Современные требования к урокам технологии касаются не только формирования у детей практических приёмов работы, но и ознакомления школьников с видами, свойствами материалов, расширением кругозора, формированием творческого мышления и пространственного воображения.
Обозначившиеся противоречия между имеющейся литературой для уроков технологии и современными требованиями к этим урокам определили проблему исследования: разработка методического пособия по технологии для учителя начальных классов. Учитывая, что большую часть учебного времени на уроках технологии младшие школьники работают с бумагой, с большей частью технологических операций и приемов знакомятся так же при обработке бумаги, а затем переносят полученные умения и навыки на работу с другими материалами, мы решили, что учителя в большей мере нуждаются в пособии по работе с этим материалом.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников технологии.
Предмет исследования: методическое обеспечение учителя начальных классов при подготовке к урокам по обработке бумаги.
Цель исследования: определить содержание методического пособия для учителя начальных классов по технологии, способствующее реализации учителем основных задач уроков технологии.
Гипотеза исследования: целесообразно в содержание методического пособия для учителя включить справочный материал о видах и свойствах бумаги, приёмах её обработки, а так же цифровые образовательные ресурсы, способствующие эффективной организации уроков технологии по работе с бумагой.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание ФГОС для начальной школы по технологии, содержание примерной основной образовательной программы по технологии;
2. Обосновать содержание методического пособия и цифровых образовательных ресурсов;
3. Разработать методическое пособие в текстовом варианте и электронное приложение.
Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, беседа, ранжирование).
Практическая значимость исследования: возможность использования учителями начальных классов разработанного методического пособия при подготовке к урокам технологии и электронного сопровождения во время проведения уроков.
Для того чтобы определить содержание пособия необходимо учесть ряд факторов: соответствие содержанию ФГОС; возможность использования при работе по различным вариативным программам по технологии; содержание пособия должно отражать проблемы, имеющиеся сегодня у учителя технологии начальных классов. Это определило еще один фактор, который мы учитывали при разработке данного пособия: фактор выявления возможных проблем, поиск рациональных путей их решения.
На основе учета выделенных факторов, мы разработали несколько вариантов моделей содержания методического пособия и остановились на следующем: I. Бумага - материал для учебных работ: значение работы с бумагой; технология изготовления бумаги; виды и свойства бумаги; опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги; коллекции бумаги. II. Технологические операции по обработке бумаги. III. Технико-технологические сведения для проведения бесед: аппликация, оригами. IV. Методика работы с бумагой: конструирование изделий из бумаги; методика ознакомления младших школьников с технологическими операциями по обработке бумаги; методика ознакомления с графической грамотой. V. Примеры изделий из бумаги.
Учитывая, что, готовясь к уроку технологии, учитель затрачивает много времени на изготовление наглядного материала, мы сочли целесообразным дополнить наше пособие электронным сопровождением. В нем наглядно показаны приемы выполнения технологических операций, образцы изделий, предложены задания, позволяющие развивать творческое мышление, пространственное воображение учащихся, чертежи, технологические карты и пр.