Обучение учащихся рекурсии в програмировании на основе задачного подхода для развития продуктивного мышление - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Обучение учащихся рекурсии в програмировании на основе задачного подхода для развития продуктивного мышление

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В век бурного развития научных, технических и технологических исследований при создании сложных информационных систем перед проектировщиками встают нетривиальные задачи, требующие разработки новых концепций программирования. Решения такого рода проблем можно достигнуть включением в реализацию приложения рекурсивных подпрограмм. В нашей статье мы хотим показать, что используя в процессе обучения множество различных типов задач (задачный подход) по программированию с использованием рекурсии, можно сформировать у учеников определенный (продуктивный) тип мышления. Конкретные операции мышления развиваются при решении задач определенного класса соответствующими методами их решения.

Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики. Именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться.

На основе анализа задач, приведенных в школьных учебниках по информатике, нами была выявлена типология задач с нетрадиционной формулировкой, решение которых предполагает перестройку известных способов решения, поиск неизвестных решающему закономерностей, способов действий. Основанием разделения задач с нетрадиционной формулировкой на четыре типа является набор известных компонентов задачи.

Исходя из характеристики качеств мышления, каждый выделенный тип задач по информатике был сопоставлен с качествами продуктивного мышления, на развитие которых он оказывает преимущественное влияние (глубина, гибкость, устойчивость ума, самостоятельность и осознанность собственной мыслительной деятельности). Нами было выявлено, что именно задачи с нетрадиционной формулировкой в большей степени способствуют развитию основных качеств мышления.

Таким образом, построение системы задач по информатике, направленной на развитии продуктивного мышления школьников, должно осуществляться в соответствии с условиями дифференциации задач и полноты охвата качеств продуктивного мышления.
Просмотров работы: 0