Целью нашего исследования явилось изучение содержания оксида азота (NO) и сульфгидрильных групп (SH) в периферической крови и очаге в динамике развития экспериментального ожога и при лечении ранозаживляющими лекарственными средствами с разными механизмами действия.
Исследования проводили на 100 крысах популяции WAG массой 200-250 г, распределенных на 3 группы: животные с ожогом без лечения (1 группа); животные, которым на область ожога наносили метилурациловую мазь (2 группа) и мазь тиотриазолина (3 группа). На 3, 7, 14, 21, 28 сутки в периферической крови и очаге изучали содержание метаболитов оксида азота и SH-группы. Исследование проводили также на интактных животных.
У животных 1-й группы течение термического ожога сопровождалось повышением содержания NO в периферической крови (в течение 2 недель эксперимента) и, особенно, в очаге (на протяжении 28 сут). Исследование уровня SH-групп показало его снижение в периферической крови на протяжении всего периода эксперимента, в очаге - в течение 3 недель относительно интактных животных. При применении ранозаживляющих препаратов происходило быстрое (к 14 сут) снижение NO до физиологических показателей как в очаге, так и в крови животных. Содержание SH-групп в крови на протяжении 7-28 сут было достоверно выше, чем в группе без лечения, в очаге - достоверно ниже показателей интактных животных, лишь к 28 сут достигая физиологических показателей.
Таким образом, течение ожога сопровождается продолжительным повышением NO с одновременным снижением количества SH-групп в крови и очаге. Под влиянием консервативного лечения происходит восстановление исследуемых показателей как в очаге (NO и SH-групп), так и периферической крови (NO). Изучаемые лекарственные средства оказывают протекторное действие на SH-группы крови.