Инновации в этнокультурной среде (на примере северо-восточного региона КНР) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Инновации в этнокультурной среде (на примере северо-восточного региона КНР)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое изменение в этнокультурной среде связано с неизбежным столкновением старого и нового, где наиболее устойчивым элементом «ядра» культуры является этническая культура, поэтому исследование механизмов обновления близко к исследованию соотношения инноваций и этнической традиции. В данной связи актуальным следует считать дискурс о традиции как архаическом элементе современной культуры, противостоящем инновационной динамике  или традиции как ресурсном потенциале инновационного развития.

На территории Северо-Восточного Китая (или Дунбэя) проживает ряд народностей, относящийся к монгольской, алтайской и тунгусо-маньчжурской группам народов. Последняя является самой многочисленной группой, включающей в себя такие народности как маньчжуры, сибо, эвенки, орочоны, хэчжэ, проживающие главным образом в провинции Хэйлунцзян, а также Автономном районе Внутренняя Монголия. Остальные народности расселены по всей территории Дунбэя, формируя группы компактного проживания.

 Перечисленные этносы к моменту образования КНР находились на разных ступенях социально-политического и культурного развития. Так, например, эвенки и орочоны вели полукочевой образ жизни, и сохраняли элементы родоплеменной организации, а крупнейший народ Дунбэя - маньчжуры имели опыт собственной государственности (империя Цин).

В данном исследовании инновация и традиция рассматриваются как две стороны единого процесса культурогенеза, поэтому полиэтничность указанного региона корректирует направление исследования в сторону качественного и количественного влияния культурных традиций на степень инновационных изменений в конкретной этнокультурной среде, отражающей в свою очередь соотношение, баланс этнокультурных традиций и инноваций, нарушение которого ведет к кризису.

Исторический путь развития традиционных культур говорит о том, что оно в первую очередь ориентировано на повтор, ретрансляцию и наиболее ценным оказывается то, что пришло издревле, а новое  должно быть согласовано со старым. Если подобного единства не возникает, то нововведение не приживается. Однако на протяжении исторического развития традиционных культур этносов Северо-Востока КНР обновление осуществлялось как в результате автохтонного развития, так и благодаря межцивилизационным и межрегиональным заимствованиям, которые определяют каналы инновационной трансляции. Не случайно приграничный китайский город Маньчжурия получил статус «окна в Восточную Азию» или «цивилизационного порта общегосударственного значения». В данном контексте речь, прежде всего, идет о культуре как наиболее значимом институте обновления традиций.

Изучение аккультурационной динамики приграничных территорий РФ-КНР (Северо-Восточный регион, КНР  и Забайкальский край, РФ) методом сравнительного анализа позволяет наиболее плодотворно исследовать те этнические группы (проживающие на указанной территории), которые изначально имели схожие природные и социокультурные условия бытия. Это обстоятельство делает возможным говорить об этнокультурной среде приграничных территорий как целостном феномене, возникающем, однако, в зоне активных межцивилизационных контактов и столкновений. Этносы Северо-Востока КНР на протяжении всей истории своего развития проявляли активное участие в разного рода межкультурных контактах, создающих новые образцы поведения, культурные смыслы и ценности.

Выделяя два типа культурных заимствований, насильственная ассимиляция и свободное заимствование контактирующими культурами иновационных элементов, можно сделать вывод о том, что для народов Северо-Востока Китая характерна активная степень усвоения инноваций через использование символов различного рода, в том числе культуры. Таким образом, этнокультурные традиции региональной культуры Северо-Востока КНР приобретают важнейшее значение как главная составляющая инновационного процесса, как конституирующая часть социокультурного развития приграничных территорий.

Просмотров работы: 9