Транспортная инфраструктура приграничных регионов РФ и КНР в условиях диверсификации энергетических рынков - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Транспортная инфраструктура приграничных регионов РФ и КНР в условиях диверсификации энергетических рынков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На фоне динамичного роста роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой политике и экономике (около 50% мирового ВВП), а также задач восстановления глобальной роли России стратегическое значение приобретают комплексный подъем и развитие экономики и социальной сферы восточных регионов РФ.

Как показывает анализ имеющихся возможностей и направлений решения этой проблемы важнейшим среди них является активное включение России в интеграционные процессы в АТР, прежде на путях действенного сотрудничества с восточными соседом - КНР. При этом самым насущным интересам РФ отвечает сценарий всестороннего взаимодействия с Китаем.

Одним из важных направлений сотрудничества является область транспортной инфраструктуры. Значение транспортных коммуникаций для решения задачи корреляции развития Северо-Востока КНР и восточных регионов РФ ставят во главу угла проблему создания единых транспортных линий через пункты пропуска на российско-китайской границе. Требуется модернизировать российские железные дороги, ведущие от Трансиба к российско-китайской границе (Карымская - Забайкальск и Белогорск - Благовещенск), построить мосты через реки Амур и Уссури (Благовещенск - Хэйхэ, Дуннин - Полтавка, Тунцзян - Нижнеленинское и др.).

Главным сдерживающим фактором развития торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР является неразвитость приграничной транспортной инфраструктуры. Мощности погранпереходов не соответствуют реальным объемам грузопотоков и пассажирских перевозок. Общая модернизация транспортной инфраструктуры должна включать развитие не только автомобильных и железнодорожных коридоров (в частности, по линии Суйфэньхэ-Гродеково-Уссурийск). В повестке дня стоят также вопросы повышения роли портов (по рекам Амур, Сунгари, Туманная) и создания региональной сети воздушных перевозок между крупным региональными центрами двух стран.

Особую роль в решении проблем развития приграничной транспортной инфраструктуры способно сыграть российско-китайское сотрудничество в энергетической сфере. В настоящее время свыше 70% российского экспорта по стоимости приходится на нефть и газ. Россия вышла на 2-е место по объему экспорта нефти и нефтепродуктов. Однако сегодня весь этот поток идет в основном на Запад, так как именно в этом направлении действуют все существующие сегодня нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири.

 Такое нерациональное распределение производительных сил на территории России в немалой степени способствует гипертрофированному развитию российской экономики в Европейской части и дальнейшему отставанию в экономическом развитии восточных регионов. Как следствие отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей для России оказался закрытым рынок энергоресурсов КНР и других стран СВА, испытывающих дефицит углеводородного сырья.

В этой связи успешная реализация проекта нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» с ответвлением Сковородино - Дацин, целенаправленное продвижение двусторонних договоренностей последних лет о сооружении газопроводов в КНР из Западной и Восточной Сибири способны на путях диверсификации углеводородного экспорта не только укрепить энергобезопасность РФ, но и дать существенный импульс развитию региональной инфраструктуры.

В данной связи повышенного внимания требуют, в частности, проекты газопроводов «Алтай», «Северный Сахалин - Приморье - Северо-Восток Китая», «Восточная Сибирь - Северо-Восток Китая» (Ковыкта - Чаянда - Тында - Сковородино - Дацин), а также возможности совместного ведения геологоразведки, добычи, переработки и сбыта нефти и газа - как на территории России, так и Китая.

Сегодня благодаря развитию конструктивных отношений с Китаем вдоль границы создалась принципиально новая ситуация, открывающая широкие возможности для развития приграничных регионов и развития крупных проектов инфраструктурного характера. Несомненно, для реализации этих проектов необходимы значительные средства, как из государственного бюджета, так и за счет средств иностранных инвесторов путем создания совместных предприятий. Для работы по осуществлению этих проектов необходимо создать либо министерство по развитию восточных регионов России, как в Канаде, либо - специализированную финансовую структуру, наподобие «политических банков» в КНР, которая будет выделять различным организациям средства из бюджета и других источников, и контролировать исполнение намеченных программ регионального развития.

Просмотров работы: 4