Национальная (этническая) политика в Китае сочетает в себе целый комплекс экономических, политических и культурных мер, направленных на сохранение единства страны, это неотъемлемая часть развития многонациональной страны, какой и является Китайская Народная Республика.
В 1992 г. СУАР был включен в политику «внешнеэкономической открытости», проводимую КНР с конца 1970-х гг. Открытие для контактов с зарубежными странами целой группы приграничных городов и уездов СУАР было призвано способствовать налаживанию торгово-экономических связей Китая с молодыми постсоветскими государствами ЦА. Но в связи с обретением собственной государственности народами ЦА, среди части уйгурского населения ведущего национального меньшинства из числа, проживающих на территории Синьцзяна, появились новые надежды на обретение такого же статуса. Сложные взаимоотношения между уйгурами и ханьцами, влияние религиозной пропаганды радикального ислама, поддержка из-за рубежа, в том числе со стороны сил международного терроризма привели в 1990-е гг.к существенной активизации уйгурского сепаратизма, который и на сегодняшний день является одной из основных угроз национальной региональной безопасности КНР. Сепаратистские группировки, насильственными методами добивавшиеся создания на территории СУАР независимого государства «Восточный Туркестан», стали представлять серьезную угрозу социально-политической стабильности и территриальной целостности страны.
Данные факты определяют значимость СУАР для обеспечения национальной безопасности КНР, которая напрямую зависит от правильной и скоординированной национальной (этнической) политики китайского руководства.
Важным аспектом национальной (этнической) политики Китая в СУАР является защита и сохранение традиционной культуры малочисленных народов, населяющих данный регион. Помимо того, что Синьцзян пользуется особым отношением как автономный район, этот регион также входит в группу так называемых «западных провинций». Это понятие получило новое оформление в ходе реализации стратегии «Большого освоения Запада».
Данная программа была принята в связи с высочайшим уровнем региональной дифференциации, обострившейся в Китае в ходе проведения политики реформ и открытости. Одной из базовых целей стратегии было подведение всех нацменьшинств, составляющих большую часть населения Западного региона, под общую основу. Эта основа сводится к трём базовым постулатам: единая национальная идея, единая интегрированная экономика, общая политическая культура.
Данная стратегия приносит свои результаты. На сегодняшний день внутриполитическая ситуация в Синьцзяне оценивается как относительно стабильная. Этому, в первую очередь, способствует политика китайских властей в национальной и религиозной сферах.
В настоящее время на социально-политическое развитие Синьцзяна оказывает глубокое влияние изменившаяся экономическая ситуация. СУАР представляет собой динамично развивающийся регион с огромными разведанными запасами нефти, газа, руд и т.д. В Синьцзяне быстрыми темпами развивается инфраструктура. Экономический рост ведет к созданию значительного числа новых рабочих мест, что помогает улучшить социально-экономическую обстановку в регионе.
Весьма востребованным является выгодное транспортно географическое положение Синьцзяна, позволяющее региону активно участвовать в развитии внешнеэкономических связей Китая с соседними государствами Центральной Азии.
На внутриполитическую ситуацию в СУАР и её развитие в перспективе существенное влияние оказывают международные политические факторы. В первую очередь, сам факт появления на постсоветском пространстве ряда новых независимых государств, в том числе Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана, реанимировал у части уйгур надежды на создание независимого государства и на территории Синьцзяна. Воцарение режима талибов в Афганистане, общемировое оживление воинственных разновидностей ислама, приверженных террористическим методам борьбы за свои цели, способствовали радикализации уйгурского сепаратизма на территории КНР в 1990-е годы, что вызвало жесткую ответную реакцию Пекина и активизировало налаживание Китаем сотрудничества с соседними государствами в борьбе против общей угрозы «трех зол» - сепаратизма, экстремизма и терроризма. Для Китая, решение вопросов безопасности, нейтрализации угроз, исходящих от международного терроризма и религиозного экстремизма являются приоритетными.