Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков-воспитанников приюта - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков-воспитанников приюта

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. К тому же овладение навыками работа на компьютере, как правило, сопряжено со многими трудностями, что порой приводит к «особому» отношению к компьютеру, с которым вместе «многое пережито». Именно эти факторы чаще всего и становятся причиной обсессивного пристрастия к компьютеру.

Согласно структуре предложенной А. Е. Войскунским, зависимость от компьютера является разновидностью Интернет зависимости наряду с информационной перегрузкой, конвульсивным использованием Интернета, зависимостью от киберотношений[1].  М.Griffiths выдвинул гипотезу, что Интернет аддикции может формироваться на базе различных форм использования Интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интереса к непосредственному содержанию сайта, онлайновой социальной активности[3]. Соответственно Интернет-аддикция не может быть более емким понятием, нежели компьютерная. Зависимость от Интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности взаимодействия с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.

В результате развития компьютерной зависимости у подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. Еще большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Играет роль и генетическая предрасположенность к различного рода зависимостям. Эти подростки, как правило, уже аддикты (токсикомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и др.), что служит хорошей основой для еще более быстрого приобретения и развития новых форм зависимого поведения.

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе социального приюта для детей и подростков «Гаврош» г. Казани. В эксперименте приняли участие 36 подростков в возрасте 12-15 лет. Им было предложено заполнить опросник «Основные признаки психологической зависимости от компьютера и Интернета», где требовалось отметить частоту проявления признаков: никогда, редко, часто, всегда. Чем выше показатель, набранный по колонкам «часто» и «всегда», тем вероятнее наличие у подростка аддиктивного поведения.  Максимальный показатель по каждой из колонок равен 9.

Были получены следующие результаты:

доминирующий вариант ответов «часто»,

самый высокий показатель по колонкам «часто» и «всегда» равен 7 (у 16,5%), самый низкий показатель - 4 (у 33,4%),

так же опрошенные отметили у себя резь в глазах; нечастые головные боли; хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной аддикции у подростков-участников исследования, но о существовании аддиктов в этой группе можно говорить смело (66,7%). Специфика этих детей, взаимоотношений внутри группы делает возможным распространение аддиктивного поведения.

Негативное влияние компьютерной аддикции на личность подростка может быть снижено при проведении системно диагностируемой коррекционно-профилактической работы на основе педагогической модели, включающей цель, задачи, технологии, контент, критерии и показатели эффективности педагогической коррекции. Критериями сформированность свободного от аддикции поведения у подростков являются ценностный, адаптационный, коммуникативно-организаторский, рефлексивный[2].

При разработке модели педагогической коррекции компьютерной аддикции у подростов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, необходимо включить следующие направления: обеспечение многостороннего характера и гуманистической направленности оказываемой педагогической поддержки, работу с педагогами, воспитателями. Интеграция подростков и окружающих их взрослых в коррекционной деятельности нацелена на предупреждение поведенческих аддикций и развитие конструктивных форм поведения. При работе с подростками эффективны такие форм коррекции, как психологический тренинг, сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, эвристические беседы, исследовательские проекты и др. Данные формы коррекционной работы способствовали успешности компенсации и адаптации подростков к требованиям социальной среды (что имеет особое значение при работе с воспитанниками приютов) и созданию благоприятных условий для восстановления личности и получения желаемых результатов.

Список источников:

1. Войскунский А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета//Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1. - С. 90-100

2. Саглам, Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие / Ф.А. Саглам. - Казань: Изд-во «Бриг», 2009. - 55 с.

3. Griffiths, M.D. Internet addiction: does it really exist?// In: Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications/ J. Gackenbach (Ed). San Diego, CA, Academic Press. 1998. P. 61-75.

Просмотров работы: 1