В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такой тип развивающего обучения, в котором усвоение научных знаний сочетается с самостоятельной поисковой деятельностью ученика, а система методов строится на основе принципа проблемности. С помощью проблемного обучения пытались решить важную социальную задачу - развитие творческой личности.
Вопросы, связанные с проблемным обучением, разработали педагоги и психологи - В.Оконь, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.
В обучении географии используются следующие виды проблемных заданий:
1) задания, в основе содержания которых лежит научная гипотеза;
2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса;
3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями;
4) задания на установление многозначных причинно-следственных связей;
5) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями.
Этапы решения проблемного задания:
Первый этап - осознание проблемы, вскрытие противоречия;
Второй этап - формулировка гипотезы;
Третий этап - доказательство гипотезы;
Четвертый этап - общий вывод.
Таким образом, проблемное обучение можно очень широко применять в курсе географии России как физической, так и экономической. С помощью него можно сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность, самостоятельность, интерес к процессу познания, раскрыть творческий потенциал учащихся.