Контроль результатов обучения учеников представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения и оценить степень освоения обучаемыми учебного материала.
В перечне требований к географической подготовке выпускника средней школы содержаться следующие позиции:
- иметь представление о предмете географии, основных источниках географической информации;
- понимать роль географических знаний в решении народнохозяйственных и социальных проблем;
- усвоить основные понятия, представления, категории географической науки;
- объяснять связи между компонентами природного комплекса, определяющими целостность природы Земли, а также связи между отраслями хозяйства, экономическими районами, странами, образующими мировое хозяйство;
- ориентироваться по карте и на местности, измерять по карте расстояния, определять абсолютные и относительные высоты точек;
- применять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Усвоенные учащимися действия должны быть результатом обучения, а значит, и главными объектами контроля. В Госстандарте описаны следующие действия: называть и (или) показывать; определять (измерять); описывать; объяснять; прогнозировать.
Одним из ключевых положений методики преподавания географии является следующее: «Проверке и оценке подлежат все компоненты содержания образования, то есть наряду со знаниями и умениями и опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру».
Проверка географических знаний, умений и навыков включает следующие аспекты:
1) проверка знаний;
2) проверка фактического материала;
3) проверка представлений;
4) проверка сформированности понятий;
5) проверка сформированности умений.