Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определили следующие цели дифференцированного обучения географии:
- выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, cсамостоятельность, активность, взаимопомощь.
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы: первый уровень - минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй - базовый, третий - вариативный (творческий), дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности.
Условия реализации дифференцированного подхода в обучении географии: достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п.), систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся; сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.