Изучение бактерий в школьном курсе биологии - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Изучение бактерий в школьном курсе биологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетная задача современной школы - формирование личности, обладающей универсальной системой знаний, значимой за пределами школьного образования, и опытом самостоятельной деятельности. В школьном курсе биологии таким потенциалом обладают знания о микроорганизмах, в частности бактериях.

Бактерии - обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра и очень малого размера. При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов.

Анализ действующих учебников по биологии позволил заключить, что сведения о бактериях, их разнообразии, заболеваниях микробной природы в курсах биологии основной школы фрагментарны. В 6-7 классах преобладает описательный материал, с раскрытием роли микроорганизмов в практической деятельности человека. В курсе биологии 8 класса главное внимание сосредоточено на прокариотических организмах, являющихся возбудителями заболеваний человека. Информация о болезнетворных бактериях представлена тремя компонентами - сведениями по микробиологии, эпидемиологии, иммунологии, объединенных идеей важности профилактики инфекционных заболеваний для сохранения здоровья. В содержании курса общей биологии представлены основные теоретические обобщения, опирающиеся на эмпирический материал о строении клеток про- и эукариот, процессах их жизнедеятельности, роли микроорганизмов в экосистемах, круговоротах химических элементов, происхождении и развитии жизни на Земле, которые служат основой для понимания механизмов биотехнологии.

Поэтому, для успешного усвоения знаний и формирования целостного представления о прокариотах необходимо определить методические условия или факторы, способствующие успешности учебной деятельности. Также возможно проведение внеклассного обобщающего мероприятия в 10-11 классе по теме «Бактерии» с целью закрепления и дополнения знаний о прокариотах, т.к. требования к уровню подготовки выпускников, достижения которого проверяются на ГИА, включают знания о бактериях, их роли в природе, жизни человека и собственной деятельности; возбудителях заболеваний растений, животных и человека. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социально-этические проблемы.

Просмотров работы: 446