Глобальные и во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования хозяйственной среды в России вызвали активный интерес к проблеме повышения уровня культуры управления и ее роли в работе менеджера фирмы. Это связано с тем, что данный фактор признается одним из самых важных в достижении экономического успеха.
По своей сущности культура управления в системе менеджмента может быть представлена в виде деловой и организационной культуры.Она включает в свой состав также культуру экономического и социально - психологического управления. Психологической основой деловой культуры являются ценности, которые организуются в систему, называемую нами «системой ценностных ориентаций». Именно через эти ценности, как показано в работе, менеджер воспринимает окружающий его деловой мир. Особую значимость при этом имеет система материальных и духовных ценностей. Носителем культуры управления в любой организации является менеджер. Речь идет о стиле руководства, внешних особенностях поведения, скорости принятия решений, целевых ориентациях. Все это - внешние характеристики деловой культуры (в противовес внутренней - психологического «ядра» менеджера).
По нашему мнению, культура управления - «мягкий» фактор предпринимательской деятельности, существенно определяющий экономический успех, выживание и развитие организации. Его составные части подразделяются на внутренние (культура мышления) и внешние (культура действия и поведения в условиях сотрудничества и конкуренции с различными сегментами рыночной экономики).