Вопрос о сущности и понятии процесса повышения конкурентоспособности образовательных услуг занимает одно из ведущих мест при рассмотрении проблем эффективного функционирования образовательных учреждений, повышения качества образования и реализации положений Болонской декларации. Развитие рыночных отношений и создание единого образовательного пространства требует от вузов освоения новых методов рыночного управления по реализации конкурентных преимуществ.
Сущность конкурентоспособности заключается в способности учреждения на длительный временной отрезок отвечать запросам заказчиков на образовательные услуги и выиграть в конкурентной борьбе на местном или на мировом рынках. Конкурентоспособная стратегия образовательного учреждения должна строиться на принципах гибкого планирования и адаптации к рыночным условиям, инновационных подходах, синергетической эффективности и управлении качеством. При этом, понятие «конкурентоспособность» определяется свойствами, приоритетными для заказчика и удовлетворяющими его потребности.
К закономерностям повышения конкурентоспособности в новых условиях функционирования вузов следует отнести следующие:
1) ориентация на потребителя. Важно, чтобы развитие новых специальностей было одинаково востребовано учащимися и производством;
2) развитие инновационных технологий. Вузы, которые способны без задержек внедрять инновации в образовательный процесс, сменяя устаревшие технологии на новые, способны повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг;
3) соответствие содержания образовательных программ будущему спросу на рынке труда. Руководство учреждения должно уметь прогнозировать потребность экономики на несколько лет вперёд, тем самым, обеспечивая своих выпускников современной базой знаний;
4) расширение размеров рынка. Создание единого образовательного пространства необходимо рассматривать с точки зрения взаимодействия национальных рынков и, в перспективе, их полного слияния.
Проведенный анализ тенденций развития образовательных услуг показал, что для сохранения позиций на рынке и поддержания конкурентоспособности образовательные учреждения должны постоянно вносить изменения в свою деятельность в соответствии со скоростью изменения внешней среды.