Образ Эрота - бога любви пытается философски осмыслить Платон в диалоге «Пир». Он утверждает, что Эрот - бог древнейший и приводит суждение Гесиода, который говорит, что сначала возник Хаос, а следом Земля и Эрот. Это - безличная сила, влекущая друг к другу богов и людей противоположного пола. По одной из античных версий причиной Троянской войны послужила эта безличная сила - любовная страсть троянца Париса к Елене.
В «Пире» Сократ (устами которого говорит Платон) в сущности, принимает мысль о двух Эротах: вульгарном, земном и возвышенном, небесном, говорит, что слышал это от некой мудрой женщины Диотимы. Эрот сам по себе не прекрасен и не добр, но он не безобразен и не подл, сын бога богатства Пороса и богини бедности Пении, «всегда беден и, вопреки распространенному мнению, совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но, с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет рассудительности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный колдун, чародей и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен; в один и тот же день он то живет и цветет, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что он ни приобретет, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден» .
Эрот находится между мудростью и невежеством, потому что, как и все боги не занимается философией, так как и так мудр, а тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не желают заниматься философией и невежды довольные собой. Поэтому Эрот занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Далее Сократ обосновывает, что любовь - это любовь к своему благу, к вечному обладанию этим благом, к прекрасному бессмертию. Но люди смертные и боги дали им долю бессмертия, которое состоит из способности к творчеству и способности к рождению.
За всеми видами любви: к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к поэтическому и законотворчеству, должна стоять высшая любовь. Это любовь, согласно Платону, к мире вечных и неизменных идей, являющихся прообразами всего сущего - идеи добра, красоты, истины.