Философия любви В.Соловьева - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Философия любви В.Соловьева

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблеме любви выдающийся русский философ В.С. Соловьев посвятил цикл статей. Соловьев недвусмысленно останавливает свой взор на эросе, половой любви в изначальном значении безумной страсти двух влюбленных, считая этот вид любви сильнее и действеннее всех других видов. «Любовь как эротический пафос - в высшем и низшем направлении, все равно - не похожа на любовь к Богу, на человеколюбие, на любовь к родителям и к родине, к братьям и друзьям,- это есть непременно любовь к телесности, и спрашивается только - для чего? К чему, собственно, стремится любовь относительно телесности: к тому ли, чтобы повторялись в ней без конца одни и те же стихийные факты возникновения и исчезания, одна и та же адская победа безобразия, смерти и тления;- или к тому, чтобы сообщить телесному действительную жизнь в красоте, бессмертии и нетлении?» . Цель половой любви-Эроса у Соловьева - не физическое рождение, а духовное рождение, преображение телесное, воскрешение мертвых,- это лежит на поверхности для всякого знакомого с религиозно-философским контекстом творчества Соловьева. Ведь видеть в эросе, от которого, как от огня, бежит аскетическое богословие, прямое средство к теозису - слишком смело даже для христианского философа. Соловьев ратует за преображенную телесность, но телесное состояние земного человека, его смертное тело, находящееся во власти смерти и тления, не вызывает у него любви и восторга.

Ощущение мистической причастности единству мира, любви как бытийственной реальности, «возведение божественного в человеке к божественному во всем» соответствует духу трактатов Соловьева по философии любви. Любовь в человеке, как и красота в природе, не есть в собственном смысле лишь красота природы или любовь человека. Это нечто привходящее, онтологически сущее, в полной мере от самой природы и человека не зависящее, объемлющее его. Соловьев все время выражает эту интуицию, дерзновенно пытаясь выйти за пределы отдельной человеческой души, где любовь представляется как один из аффектов.

Результат такой любви - рождение «истинной добродетели». Соловьев говорил, что нельзя соединить при помощи своего Эроса неба с землею и преисподнею, что богочеловеческий путь невозможен без «настоящего существенного богочеловека».

Просмотров работы: 33