В последнее десятилетие проблемы диалога культур обсуждаются не только на научных конференциях, но и в средствах массовой информации во взаимосвязи с экономикой, политикой, религией, а также в контексте евразийства, менталитета, национальной идеи и глобализма. Один из сторонников современного российского неоевразийстваА.Дугин в статье «Евразийский ответ глобализации» утверждает, что евразийство может выступить в качестве главной, объединяющей всех национальной идеей, указывает на необходимость самого деликатного учета и приема во внимание этнических, конфессиональных и культурных аспектов.
В Казахстане проблема евразийства рассматривается через призму суверенитета, сохранения национальных культур и языков. Выступая перед участниками первой Международной конференции мира и согласия, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отметил: «В сознании людей все еще остаются барьеры, разделяющие человечество по цвету кожи, вероисповеданию, принадлежности к тому или иному культурному пласту или идеологии». Речь идет об идентификации. Идентификация в философии понимается как установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков, опознание.
Гумилев утверждает, что Homosapiens как вид потому и выжил, что обладает исключительной пластичностью, способностью адаптироваться в разных ландшафтах и климатических условиях. «Но эта пластичность и приспособляемость, - пишет ученый, - повлияли на возникновение разнообразных людей, всегда живших коллективами, непохожими друг на друга. Эти коллективы называются «этносами», и каждый из них имеет оригинальную внутреннюю структуру и собственный стереотип поведения». Большое значение во взаимодействии между суперэтносами имеет комплиментарность, которая «есть неосознанная и неопределенная какими-либо видимыми причинами взаимная симпатия различных суперэтносов и даже отдельных персон». Именно комплиментарность, по мнению Гумилева, явилась поводом для дружбы Александра Невского и сына Батыя Сартака. В связи с этим вызывают удивление высказывания о насильственном присоединении кочевых народов Великой степи к России. Какими силами кроме комплиментарности можно было удержать номадов, перед которыми расстилалась бескрайняя степь?