Совершенствование системы социального страхования в РФ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Совершенствование системы социального страхования в РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное реформирование системы социального страхования, о чем говорят нововведения, предусмотренные хотя бы такими Федеральными Законами, как  N 212-ФЗ от 24.07.09 «О страховых  взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинско­го страхования и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений  законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинско­го страхования и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования», заставляет говорить об актуальности темы.

Целью работы являлось рассмотрение направлений совершенствования системы социального страхования РФ. Для этого были выяснено, что такое социальное страхование,выявлены  проблемы, существующие в  системе социального страхования РФ в настоящее время.

Итак,рассмотрим сначала сущность социального страхования.

Социальное страхование (СС)- «механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения»[1]. («Социальная защита в ши­роком смысле слова-система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий че­ловеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств»[2]).

«Сущность СС заключается в уменьшении и компенсации материальных потерь за счет привлечения как можно большего числа субъектов,подверженных определенным рискам,для формирования финансовых ресурсов и перераспределения затрат по компенсациям наступивших случаев»[3].

«ОСС представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС»[4].

Субъекты ОСС:1. Страхователи -«организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взносы за работающее население. 2.Застрахованные лица - «граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.3. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Страховщиками могут выступать внебюджетные фонды,государственные  и негосударственные фонды и страховые компании,которые возмещают наступившие страховые случаи и компенсируют потери или расходы застрахованных лиц. Государство выполняет функции законодательной инициа­тивы, обеспечивает организацию и функционирование институтов социальной защиты, а также исполняет роль страхователя отдельных категорий населения»[5].

«В дополнение к ОСС функ­ционирует институт добровольного социального страхования(ДСС). В поле деятельности страховщиков в сфере ДСС попадают дополнительные услуги и дополнительные гарантии застрахо­ванным. Наиболее распространенными являются пенсионное и меди­цинское добровольное страхование. Отличительными чертами добровольного страхования являются договорный характер отношений, социальное партнерство работодателей и работников, тес­ная зависимость социальных выплат от уровня доходов страховщика»[6].

Для реализации задач СС создают специальные-внебюджетные-фонды[7]. Внебюджетные фонды(ВФ) - «это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета»[8].

Функциональную структуру системы ОСС России можно представить в следующем виде:1) Обязательное пенсионное страхование(ОПС). Страхуемые социальные риски:наступление старости,инвалидность,потеря кормильца ,смерть застрахованного лица (пенсио­нера, не работавшего на день смерти). Страховщик-Пенсионный фонд РФ(ПФР или ПФ[9]),который назначает  и выплачивает следующие пенсии: трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих[10] 2)Обязательное медицинское страхование (ОМС). Страхуемый риск-необходимость получения медицинс­кой помощи[11]. ОМС оплачивает расходы на медицинское обслуживание[12]. Для реализации государственной политики в области ОМС были созданы фонды ОМС: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения РФ (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)[13]. 3) Обязательное социальное страхование. Страхуемый риск-временная нетрудоспособность,материнство,смерть застрахованного лица или членов его семьи, находящихся на его иждивении4)Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОНС). Риски:трудовое увечье,смерть застрахованного лица (от тру­дового увечья)[14]. Страховщиком в последних 2-х случаях является Фонд социального страхования.  Он выплачивает пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные страховые выплаты,пособие по временной нетрудоспособности по ОНС,единовременные страховые выплаты.[15]

 «Источниками формирования государственных внебюджетных фондов в РФ являются: страховые взносы,штрафные санкции по ним и пени, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, доходы от размещения временно свободных средств и прочие поступления»[16]. Начиная с 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог, который с 1 января 2010 г. был заменен на страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС[17].

Рассмотрим подробнее современное состояние отраслей СС в России.

Система пенсионного страхования в РФ специалистами оценивается как неэффективная,одно из подтверждений- тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка(отношение средней пенсии к средней заработной плате),который пока не соответствует международным нормам (в 2009г. он был равен 28,7[18] %, а должен быть не менее 40%). Несмотря на то, что в 2010 предполагается его  увеличение с 28,7%[19] в 2009 до 38,7%, прогнозируется, что  в 2016 коэффициент составит уже 35,2%,а в 2020-33,9[20].  «И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых».[21] Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования системы ОСС в 2010-отмена ЕСН и возврат к  страховым взносам. Тарифы страховых взносов в 2010 г. для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, такие же, что и в 2009 при уплате ЕСН:ПФР-20%,ФСС-2,9%,ФФОМС-1,1%,ТФОМС-2%,итого-6%»[22].Далее они будут увеличиваться: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составляет от 10,3 до 26%,то в 2011-2012-от 20,2 до 34, в 2013-2014-от 27,1 до 34, а с 2015-34 для всех плательщиков[23].

Один из положительных сдвигов в системе ОПС-достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера[24],что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года[25].

Несмотря на то,что сейчас  ПФР не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за от­сутствия средств для этих целей,платежеспособность ПФ все же во многом обеспечи­вается сред­ствами федерального бюджета (доля средств из  федерального бюджета в 2009г. составила 60,4%). Это можно объяснить снижением с 1 января 2005г. почти на одну треть ставки ЕСН, в связи с чем ГВБФ потеряли значительную часть финансовых ресурсов, которые, правда, правительство частично возместило.[26] Если посмотреть 1990-е гг,можно увидеть,что  ГВБФ испытывали  финансовые затруднения,в т.ч. и ПФР, хотя были достаточно высокие тарифы страховых взносов на ОСС (в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов ОСС  превышали объем поступавших страховых взносов). Это было связано со следующими причинами: 1) применение  «зарплатных схем» работодателями 2), финансовый кризис 1998 г.3) снижение реальных денежных доходов[27].  

 В 2010 году дефицит бюджета ПФР превысил почти 3% ВВП и по прогнозам будет еще расти. Данная ситуация усугубляется сохранением нестрахового перераспределения пенсионных прав. Таким образом, пенсионная система (ПС) является финансово неустойчивой[28]. Тут же надо сказать, что ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в лучшую сторону, например, за счет Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой  уже привела к положительному эффекту: число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г[29].

Несмотря на дефицит, наблюдается рост поступлений средств ПФР,например, в 2004-2009гг, что в целом характерно и для других фондов. (см.рис.1).

Например, в 2009 объем  поступлений ПФР и ФСС по отношению к 2008 составил 118% и 122% , к 2004  -3,2 и 2,8 соответственно.(см.табл.1). В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что составляет  102,7% к 2008, т.е. на 2,7% больше, чем в 2008 году,в 2,9 раза, чем в 2004. Только доходы ФФОМС в   2009 снизились по сравнению с 2008 и составили 77,8%.  

Перейдем теперь к ОМС. Одна из основных  проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения[1]. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране; высокий уровень смертности и рас­пространения тяжелых заболеваний[2].

 В 2009 г. «отмечен дефицит поступления налоговых доходов в ФФОМС в размере 4% от сумм плановых налоговых поступлений»[3]. В связи с этим, «бюджету ФОМС из федерального бюджета были перечислены средства в размере 17,1 млрд. рублей»,[4]что составляет примерно 13,5%[5] от всех поступлений. В рамках ОМС существует дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС, а также есть существенная дифференциация их обеспеченности по субъектам РФ, что приводит к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.. Так, в среднем на 1 застрахованного жителя приходится от 22 623,4 рублей (Чукотский автономный округ) до  1 996,2 (Республика Мордовия), а в целом по России - 3302.[6] Сильно отличаются суммы, перечисляемые региональными бюджетами в фонды ОМС за неработающее население (единого тарифа по ОМС за неработающих нет). Это связано с экономической дифференциацией субъектов РФ.[7] 

«Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальные) программу ОМС, ежегодно утверждаемую Правительством РФ»[8].

Еще одна проблема в рамках ОМС-«многоканальность финансирования медицинских организаций» [9].Здравоохранение финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ (всех уровней)[10]. «Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование»[11]. Это  снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи[12].

Проблема недостатка средств характерна также для ФСС. Так, доля средств из  федерального бюджета на покрытие дефицита составила 16% доходов фонда[13]. Нужно заметить, что с  2007г. расходы, объем которых постоянно рос в течение 2004-2009гг, стали превышать доходы (см.рис.2).

Несмотря на это,наибольшую долю в составе поступлений всё же (см.рис.2)  занимали налоги, страховые взносы. В 2005 и 2009гг. это значение резко снизилось, что можно объяснить снижением  ставки ЕСН для ФСС до  3,2% в 2005,а в 2006 -до 2,9%.На 2-м месте по доле в доходах - средства из  федерального бюджета,на 3-м - из ФФОМС.

Наличие нестраховых выплат (например, на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в рамках ОНС[1]) не способствует сбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов [2]. и усугубляет ситуацию,которая неизбежно приводит к понижению уровня материальной компенсаций социальных рисков из-за отсутствия возможности повышения размеров социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем ин­фляции[3].

Наблюдается нарушение принципов системы СС ,например у нас формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга[4]. «Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка имеет около 80% застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически нет мотивации к возвращению на работу, т.к., не работая, они получают ту же заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности»[5]. Это нарушение такого принципа системы СС, как  сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности[6].

Таким образом, российская система ОСС не лишена не­достатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами:неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения[7]. В 2009 г. соотношение между средними доходами 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения составило 16,7[8]. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8%[9]прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация де­стабилизирует систему ОСС, финан­совые возможности кото­рой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан.  Для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожи­точный минимум[10].

Какие же направления совершенствования отраслей СС предлагаются на государственном уровне? Рассмотрим их.

Рассмотрим меры по дальнейшему совершенствованию ПС (в неё входят государственное пенсионное обеспечение, ОПС,дополнительное пенсионное обеспечение[11])названные в аналитическом докладе Минздравсоцразвития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса». I. Госрегулирование ПС,которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри ПС без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы»[12]... Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.

II. Регулирование внутренних факторов ПС. Возможные меры:1) Тарифная политика (обеспечение актуарного соответствия величины тарифа страховых взносов в ПФР и объёма принятых им обязательств) Одна из мер-  отказ от выделения категорий страхователей-работодателей, которым предоставляются льготы по уплате тарифа страховых взносов поскольку подобные меры ведут к увеличению расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР в целях недопущения уменьшению пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей.

Поддержку определенных видов экономической деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов по ОПС.

Следующая мера- распространение системы ОПС на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих «силовых» ведомствах. Это могло бы решить на длительный период времени проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий должностных лиц стали бы поступать в ПФР  в текущем режиме, а обязательства по их пенсионному обеспечению возникли бы только через 15-20 лет.

2) Использование внешних факторов. Один из возможных вариантов - закрепление за ПФР еще одного самостоятельного доходного источника, помимо страховых взносов, который не был бы связан с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций (например, части НДС). В этом случае будет рост доходов ПФР без  роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда.

3) Оптимизация пенсионных обязательств. Предполагаются  меры в области обязательного накопительного компонента ПС. ( с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной[13]) Например, сохранение в структуре ПС данной составляющей, но сокращение её объема. Это возможно за счет снижения тарифа страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии - с 6 до 3%, что позволит сократить объемы средств, отвлекаемых из финансирования текущих солидарно-распределительных пенсий.

III.Развитие накопительного компонента ПС.  Одно из направлений-повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем:  предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках;  введения обязательного страхования ответственности накопительного ПФ по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный ПФ либо в другой накопительный ПФ по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии; законодательного установления принципа разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей» и др. меры[14].

Перейдем теперь к рассмотрению совершенствования ОМС. В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия,например,на 2010 - 2015 гг.:

«...переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи;внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС»[15].

Важное значение для модернизации ОМС имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступит в силу с 1 января 2011 года. Какие же новшества он предполагает? Рассмотрим его подробнее.

Прежде всего «законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС»[16]. Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2-1,3 трлн. руб. в год[17].Также, начиная с мая 2011 года гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны,что позволит получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество- приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача.«Это создаст конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг»[18].

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены в реестр ОМС[19].

Документом предусматривается переход на "преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату помощи по полному тарифу"[20]. «Смысл полного тарифа  в том, что через систему ОМС медучреждения будут проводить не только пять статей затрат (зарплата медперсонала, оплата питания, медикаментов и расходных материалов, доначисления к зарплате), как сейчас, но и все остальные статьи расходов. Это оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт, связь, ремонт, оборудование и т. д. Такое объединение позволит с 2013 года перейти на полный тариф, который и должен стереть территориальные границы в области оказания медпомощи». [21]Это позволит повысить доступность оказания медицинской помощи, так как каждая услуга будет оплачиваться полноценно.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы ОМС будет обеспечивать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который будет аккумулировать дополнительные средства после увеличения размера страховых взносов на ОМС с 1 января 2011 года (за 2011-2012 годы объем этих средств составит 460 млрд. рублей). Данные средства будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения[22].

В рамках совершенствования ОМС предполагается также  конкретизировать услуги, входящие в пакет государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе поэтапное введение финансового обеспечения скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования[23].Это, а также «вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом  для развития добровольного медицинского страхования (ДМС), как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений. Развитие ДМС должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи[24].

Перейдем к мерам по решению проблем Фонда социального страхования РФ.Рассмотрим «меры по оптимизации системы социального страхования, предлагаемые Минздравсоцразвития, которые позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011-2013 годы»[25]. Изменить ситуацию с дефицитом может ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"»[26].Рассмотрим некоторые новеллы, содержащиеся в документе.1.Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (сегодня этот срок 1 год). Он направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в ФСС и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника. 2. Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности. Для полной оплаты больничного листа стаж поднят с 8 до 15 лет[27]. «Реализация этих изменений позволит справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Это соответствует принципам МОТ, в соответствии с которыми социальное страхование:не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний;должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности;должно обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования.3.Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х...Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Система соцстрахования должна быть построена так, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда...

Оптимизация системы социального страхования позволит:1)Сбалансировать систему социального страхования без дополнительного увеличения нагрузки на бизнес. (размер страховых взносов в ФССи база для их взимания увеличены не были).2)Оптимизировать систему социального страхования, создав стимулы, как для работника, так и работодателя, добросовестно относится к своим обязательствам»[28].

Таким образом,возможные направления совершенствования пенсионной системы РФ: государственное регулирование пенсионной системы, которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий; регулирование внутренних факторов пенсионной системы (например,тарифная политика),развитие накопительного компонента пенсионной системы.

 Изменить ситуацию в системе ОМС должен закон «Об обязательном медицинском страховании».  Он предполагает осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе ОМС, установление  единых  требований  к  определению  размера  взносов субъектов  РФ  на  ОМС неработающего населения.

Меры, которые позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011-2013 годы:1) Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая 2) Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности 3.Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х.

Список использованной литературы.

1. Об основах обязательного социального страхования: ФЗ N165-ФЗ 16июля1999года ст.1[режим доступа http://www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/130/10031.shtml]/ФСС http://www.fss.ru/

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Режим доступа www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [Режим доступа http://www.zdravo2020.ru/concept]/ Министерство здравоохранения исоциального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru/

4. Алехина Е. С. Система обязательного социального страхования России:процессы становления и проблемы развития/ Финансы и кредит 2009 №4

5. Аналитическа справка о формировании доходов фондов ОМС в 2009 году [ Режим доступаhttp://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/activity/%D0%....%8F]//ФОМСhttp://ora.ffoms.ru

6. Борисенко Н. Этапы реформирования пенсионной системы России/Финансы и кредит 2010 №3

7. Выплаты,производимые ФСС в 2010году [Режим доступа http://www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/22870.shtml]/ФСС http://www.fss.ru/

8. Гребенщикова,Н.И. Основы социального страхования:учеб.пособие.-Самара:Изд-во Самар.гос.экон.ун-та,2008.-100с.

9. Дмитриева О.,Петухова Н.,Ушаков Д. Переход от распорядительной пенсионной системе к накопительной:результаты и критерии эффективности/ Вопросы экономики 2010 №4

10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2011 год и на период до 2013 года [ Режим доступа http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/stat/39]/Минздравсоцразвития http://www.minzdravsoc.ru/

11. Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы/Финансы 2009 №5

12. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса: Аналитический доклад [Режим доступа www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6]/ Минздравсоцразвития РФ http://www.minzdravsoc.ru/

13. Ковалёв А.Л.Пути совершенствования системы медицинского страхования с.115./Российское предпринимательство, 2010, N 5 (1)

14. Кузнецова Т.В Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России [Режим доступа http://vestnik.mednet.ru/content/view/99/30/ ] // Социальные аспекты здоровья населения №4 2008 (8) http://vestnik.mednet.ru/

15. Макалкин Новые страховые взносы //Экономико-правовой бюллетень 2010 №4 М. 158с.

16. Меры по оптимизации системы социального страхования, предлагаемые Минздравсоцразвития, позволят сформировать бездефицитный бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011-2013 годы [Режим доступа http://www.minzdravsoc.ru/social/insurance/8]/ Министерство здравоохранения исоциального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru/

17. Мысляева И.М.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е,перераб. и доп. - М, 2007. - 360.

18. Национальная экономика: Учеб. / Под общ.ред. В. А. Шульги: - М., 2002. - 592

19. Поступление и расходование средств ПФР [Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi25.htm]/ ФСГС://www.gks.ru;

20. Поступление и расходование средств ТФОМС http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi28.htm; Поступление и расходование средств ФСС РФ[Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi26.htm ]/ ФСГС://www.gks.ru

21. Поступление и расходование средств ФФОМС [Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi27.htm ]/ ФСГС://www.gks.ru;

22. Смольякова Т.Пациент стал центральной фигурой [ Режим доступа http://www.rg.ru/2010/12/03/oms.html]/Российская газета от 3декабря 2010г.

23. Соловьев А.К. Проблемы развития пенсионной системы:реальные и мнимые/ Финансы 2010 №9

24. Статистика [Режим доступа http://www.fss.ru/ru/statistics/index.shtml] [http://www.fss.ru/ru/statistics/35481.shtml]/ФСС http://www.fss.ru/

25. Уровень жизни [ Режим доступа http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_8PD/_th/J_0_LV/_mx.6_0_5PQ/7_0_8EO/_s.7_0_A/7_0_8PH/_ps.7_0_8EO/X/_me/7_0_8EB-7_0_7UL-7_0_7UJ-7_0_86J-7_0_A/_s.7_0_A/7_0_8PD#] [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32g.htm] /ФСГС://www.gks.ru

26. Фомичева Л.П. Замена ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фондыБухгалтерский учет2009/20

27. Юрин А.В.Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения[Режим доступаhttp://www.remedium.ru/section/detail.php?ID=3264401.02.2010]/Ремедиум http://www.remedium.ru/

Просмотров работы: 66