Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Во многих правовых документах Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности. Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной». Духовность есть основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.
Духовная безопасность включает в себя систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития. Феномен «духовная безопасность» является неотъемлемой частью национальной и конституционной безопасности. Так, религиозные ценности, в частности, нередко выступают в качестве источников права и стратегических политических целей, а религиозные установки населения явно или скрытно влияют на политические процессы, культуру, правосознание, правопослушность, правопорядок, семейный уклад и статус человека [архиепископ Иоанн (Попов), д.соц.н. Возьмитель А.А., к.ю.н. Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность России, М.; 2005. С. 4].
Трагедия народов и государств, как правило, начинается с разрушения их духовности, с внедрения в сознание народа чуждых идей, ценностей и неприемлемых способов их достижения. Поэтому обеспечение духовной безопасности является приоритетной задачей, так как она выражает моральный дух нации, ее способность ставить и решать исторические задачи.
Вот что говорил по этому поводу великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного абсолютного самосовершенствования впереди, в идеале, ибо оно несет в себе всё, все стремления, все жажды, а, стало быть, из него же исходят и все ваши гражданские идеалы. Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Каждый за себя, а Бог за всех» [Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Электронный ресурс http://www.kulichki.com/inkwell/text/hudlit/classic/dost/dnevnik/d_80.htm].
В последнее время в России стали задумываться о духовной безопасности, потому что активно происходят международные интеграционные процессы, Россия много заимствует у стран Европы, Азии. В то же время происходит процесс утрачивания своих традиций.
Как говорит публицист, российский политик В.В. Аксючиц в статье «Национальный образ России»: «....русский народ во многом утерял навык национальной спайки, выпал из лона своей русскости в интеллектуальном, моральном, бытовом плане; подавлен чужеродной экономической волей; политически дезинтегрирован и отчужден от власти. Все это ведет к угасанию жизненной силы, вымиранию трудоспособного населения, алкоголизму и социальной деградации народа...» [Аксючиц В.В. Национальный образ России. Электронный ресурс. http://www.zlev.ru/61_6.htm ].
И действительно, как показывает практика, у нас сложились серьезные проблемы в области демографии:
- достаточно высокая смертность. По данным за 2009 г. в России, по показателям причин смертности, 56,1% от всего числа умерших из-за болезней системы кровообращения, на втором месте - новообразования (14,5 %), среди внешних причин смертности - суицид (1,9 %). Многие заболевания можно предупредить, если следить за своим физическим и моральным здоровьем;
- тенденция к росту рождаемости идет очень медленно (по данным Росстата, прирост рождаемости населения на тыс. человек за 2008г. 12,1, за 2009г. 12,4);
- по данным Росстата количество браков за 2009 г. составило 1117,1 тыс. пар, разводов - 636,9 тыс. пар, а это 57 % от числа заключенных браков.
Что касается Забайкальского края, то здесь уместно будет привести цитату из научной статьи С.Б. Дугаровой и Т.Н. Кучинской «Характеристика населения Забайкальского края в социокультурном пространстве приграничья»: ... В Забайкалье наблюдается следущее: с середины 80-х гг. XX века в Забайкальском крае (Читинской области) наметились тенденции замедления темпов роста населения. Одна из причин - миграция, другая причина - уменьшение рождаемости, уменьшение доли детей (на 11,6 %) и повышение доли лиц старшего трудоспособного возраста (до 15,2 %), с чем связано повышение смертности. Изменился стереотип демографического поведения, возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью. Депопуляционные процессы охватили не только городское, но и сельское население... Достаточно отметить, что только численность экономически активного населения уменьшилась почти на 7 %. По краю ухудшились показатели продолжительности жизни для мужчин - 56,5 лет, для женщин - 70 лет. Соотношение мужского и женского населения выражается так - численность женщин в абсолютном размере больше, чем мужчин на 30,4 тыс.чел. Средняя плотность населения - 2,9 чел./кв. км. при 8,6 чел. в среднем по России... [Дугарова С.Б., Кучинская Т.Н. Характеристика населения Забайкальского края в социокультурном пространстве приграничья. Электронный ресурс. http://www.rae.ru/forum2010/35/426].
Эти данные говорят о том, что демографические проблемы в Забайкалье стоят остро. Взаимосвязь между демографической и духовной безопасностью очевидна. Ценности, прививаемые в семье, школе, обществе детерминируют отношение к себе, близким, окружающим. А духовно-нравственное воспитание, которое должно стать основой и в семье, и в школе может снизить негативное положение во многих сферах личной и общественной жизни, в отдельной семье, городе, регионе и в стране в целом.
В качестве вклада для изучения и укрепления духовной безопасности можно реализовать следующий проект:
Целью проекта является проведение социологического исследования на предмет оценки уровня духовной безопасности в нашем регионе - Забайкальском крае, по результатам которого будет разработана образовательная программа, направленная на укрепление духовной безопасности, адаптированная для Забайкалья. Данная программа будет представлена в виде факультативного курса для школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) консультация с психологом с целью определения оптимальной возрастной группы школьников, которая будет готова воспринимать и усваивать факультативный материал;
2) проведение социологического опроса среди школьников на темы патриотизма, духовности, традиций, для определения их представлений и отношения к вопросам духовной безопасности (чувства патриотизма, любви к малой Родине, семье, традициям и т.д.);
3) проведение социологического опроса среди педагогов, т.к. именно школа (совместно с семьёй) является основой для формирования установок и понятий школьников;
4) на основе полученных результатов, разработать факультативный курс для школьников;
5) в процессе реализации проекта планируется провести конкурс рисунков и фотографий среди школьников на темы семьи, патриотизма, малой родины (темы конкурсов будут скорректированы после консультации с психологом);
6) также в рамках реализации проекта планируется выпустить брошюру (буклет) на основе проведенных исследований и лучших рисунков и фотографий по результатам творческого конкурса;
Особенность проекта заключается в том, что полученный материал можно будет использовать в качестве инструмента для укрепления духовной безопасности (развитие духовности, укрепление семейных ценностей, любовь к себе и к ближним), а также данная программа будет адаптирована именно для Забайкалья, т.е. будет учитывать культуру, традиции Забайкалья, возрождать любовь к малой родине. Преимуществом проекта является и то, что полученные статистические данные можно использовать для написания других научных работ по этой теме.
Если с детства прививать чувства любви к своей большой и малой Родине, национальную гордость, гражданскую ответственность, то можно снизить отток населения из страны и из регионов. Нужно чтобы у людей появилась воля к жизни, работало самосохранение, любовь к себе и ближнему. Тем самым можно снизить смертность - избежать суицида, отравлений алкоголем, наркотиками, ДТП, болезней кровеносной системы, онкологии и т.д. Необходимо поднимать социальный и нравственный статус семьи, материнства и детства. Нельзя поднимать рождаемость исключительно за счет повышения уровня благосостояния граждан, т.к. важны и семейные ценности, которые необходимо прививать будущим поколениям, для роста рождаемости в дальнейшем.