Упорные подшипники скольжения в основном работают в условиях высоких потерь на трение и невозможности обеспечения смазывающего клина. При работе в таких условиях происходит изнашивание подшипника, что является основной причиной выхода из строя машины.
В основном подшипники скольжения выполняют из антифрикционного материала (бронза, сплавы на основе алюминия и др.) [1]. Но все эти материалы подвержены абразивному изнашиванию и недолговечны. В последние годы основным материалом для изготовления подшипников является карбид кремния. Но такие опоры скольжения растрескиваются из-за высокой хрупкости материала. Поэтому применяют материалы, которые имеют более высокие прочностные характеристики при работе в усложненных условиях (высокие температуры, абразивное изнашивание).
При таких условиях целесообразно применять упорные подшипники, представляющие собой стальную подложку с нанесенным на нее полимерным покрытием. Сталь придает материалу более высокую прочность, а полимерное покрытие создает приработку трущихся поверхностей.
Основным трибоматериалом в условиях повышенных температур являются композиты на основе полиэфирэфиркетона (ПЭЭК), ,благодаря их высоких термо- и износостойкости. На основе испытаний установили, что композиты с содержанием ПЭЭК обладают высокой ударной прочностью.
Для увеличения износостойкости в ПЭЭК вводят упрочняющие добавки. Хорошей способностью уменьшать износ полимеров обладает политетрафторэтилен (ПТФЭ). ПТФЭ очень хорошо снижает коэффициент трения. Такое же хорошее влияние оказывает и другой наполнитель - карбид кремния[1].
Нанесение такого полимерного материала на стальное основание позволяет получить упорный подшипник скольжения с более высокими показателями износостойкости и долговечности.
Литература:
1. Алексеева Е.В.Применение полимерного покрытия для повышения износостойкости упорных подшипников скольжения//Новые материалы и технологии в машиностроении/Под ред. Е.А.Панфилова. Сборник материалов по итогам Международной научно-технологической конференции. Брянск, БГИТА. 2006, - с. 41-45.