В фондах историко-краеведческого музея г. Кохмы хранится копия рукописи о земском враче г. Кохмы Шуйского уезда В.П. Рейслере. Воспоминания о земском докторе сразу заинтересовали меня, так как мои родители по профессии также являются медиками.
Эти записки, предположительно, были созданы Юрием Вениаминовичем по просьбе учителя-краеведа Софьи Гавриловны Кокуриной. Она передала эти воспоминания кохомским медикам. Одна из копий документа оказалась у врача Грабушиной Валентины Ивановны (экс-председателя Совета городского округа Кохмы), которая передала её в Кохомский музей.
В записках автор рассказывает о своей семье. Описание начинается с рассказа о том, что его отец был единственным уездным врачом города.
«В земском врачебном участке, кроме с. Кохмы, было много деревень, некоторые из них от Кохмы находились в 20 км. Сначала отец был единственным врачом...»
«Кроме этого отец один раз в неделю посещал амбулаторию фабрики Щербаковых. Много было разъездов для посещения больных на дому в с. Кохме. Поэтому отца мы видели только по вечерам, в основном тогда, когда он отдыхал».
Авторитет В.П. Рейслера среди членов семьи был незыблем.
«Отец никогда никого не наказывал, но несмотря на это, его как-то особенно уважали, а значит и не хотели делать каких-либо проступков. Работать отцу приходилось много по той причине, что у него было 10 детей» (Александр, Анатолий, Владимир, Юрий, Константин, Борис, Татьяна, Вениамин, Анна), «из которых осталось 8 (Вениамин умер в возрасте примерно 12-14 лет, а Анна в младенчестве )».
Жена В.П. Рейслера не была рачительной хозяйкой, но любила своих детей и заботилась о них.
«Материально мы жили без лишений, но каких-либо накоплений не было. Такому положению содействовало и то, что мать не была организованной хозяйкой, очень много помогала (особенно детям) и кроме того, ведь все мы учились...» Мать заботилась о том, что бы все дети были пристроены, снимала для них квартиры.
У семьи Рейслеров было большое хозяйство: разнообразные животные и птица.(лошадь, куры, козы, собаки ) Рейслеры с любовью относились к животным и никогда их не убивали.( умирали они лишь от старости)
Воспитание в семье Рейслеров не носило религиозного характера, о чем говорит следующий отрывок из записок:
«Не смотря на то, что отец воспитывался в семье, где глава семьи был протоиерей (г. Бийск, Емельянов), а мать отца его дочерью, отец не был религиозным. Тоже относится и к матери нашей и к нам».
«Помню, что в старших классах гимназии или реального училища мы исповедовались только потому, что надо было после « Великого поста» перед Пасхой принести из церкви удостоверение. На исповедь мы ходили, после её получали удостоверение, а на причастие уже не являлись.»
Вениамин Петрович честно исполнял свой врачебный долг, и с одинаковым вниманием относился к людям с разным материальным достатком, не деля их на сословия.
«В земскую больницу явилась Долгова, у которых в Кохме было какое-то предприятие, и заявила, что у неё насморк и надо ей что-то выписать. Отец заявил: « Вы видите, сколько у меня ожидающих крестьянских подвод с больными. Я таких болезней не лечу. Идите к фельдшеру. Этот случай состоялся, несмотря на то, что Долгова, (кажется Ираида) была иногда в нашем доме гостьей ....»
26 января 1914 года в Кохме был отпразднован 25-летний юбилей земской службы врача Шуйского земства В.П.Рейслера. Чествование юбиляра началось молебном, после которого были прочитаны адреса от Шуйской земской управы, от товарищей-врачей Шуйского земства и многих других земляков.
«Умер он в январе 1915г. как говорили тогда от миокардита. При смерти его я был около него, отлучаясь на лошади в Иваново- Вознесенск за подушками с кислородом.»
Смерть Вениамина Петровича показала то, как чтили его Кохомское земство и фабриканты. «Когда отец умер, то хоронила его всё село».
Записки об уездном враче Рейслере - это свидетельство о целой эпохе: в них на примере жизни одного человека показан быт и нравы уездной провинции начала XX в., а также политическая и общественная ситуация в России накануне революции. Именно поэтому «Записки» очень актуальны сейчас, когда Россия, как и сто лет назад, стоит на перекрестке исторических дорог.