Торжественные акты как средство духовно-нравственного воспитания в дореволюционной России - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Торжественные акты как средство духовно-нравственного воспитания в дореволюционной России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время является актуальной и значимой. Для того чтобы общество сохранило свою неповторимую культуру, должна существовать передача тех духовных, ценностных ориентиров, на основе которых оно держалось и развивалось на протяжении сотен лет. Именно поэтому так важно обращение к историческому опыту процесса духовно-нравственного воспитания, существовавшего в церковных школах. Особую роль в дореволюционных учебных заведениях ведомства православного исповедания играли торжественные акты.

Одним из самых значимых было празднование в честь учителей славянских Кирилла и Мефодия (11 мая). В этом празднике самое живое и деятельное участие принимали учащиеся духовных заведений.

В программу празднования обязательно включалась литургия, молебствие св. Кириллу и Мефодию, исполнение тропаря «Спаси, Господь, люди твоя...» в храмах, после которых учащимся разъяснялось значение торжества в честь первоучителей Славянских, внушалось понятие  о необходимости хранить заветы православной веры и церкви. Учениками активно исполнялись стихотворения и песни. По окончанию богослужения детям и наставникам выражалась глубокая благодарность за доставленное удовольствие, а также  предлагалось угощение (чай с белым хлебом).

Другим, не менее важным, торжеством в жизни православного населения России являлся праздник Рождества Христова. В учебном заведении, обладающем достаточными денежными средствами, устраивались в рождественский праздник школьные елки. Празднование Рождества Христова стало традицией в церковно-приходских школах Владимирской епархии в конце XIX - начале XX вв. Учителями заранее разрабатывалась программа празднования. Она обязательно основывалась на прочтении учениками духовных произведений, посвященных празднованию Рождества Христова. Неотъемлемой частью программы были песни патриотической направленности, русские народные сказки, различные стихотворения. Наиболее часто зачитывались: «Выезд ямщика», «Поппури из русских басен», «Мороз-воевода», «Влас», «Три мужика», «Рождественская елка в школе», «Два мужика», «Несжатая полоса». По окончании стихотворений, в школе гасили огни «для получения большего эффекта от разукрашенной и освещенной елки», и в это время запевал хор. Репертуар песен был также различным: «Многи лета, Многи Лета», «Хвалите имя Господне», «Город Чудный», «Боже, Царя храни!». Ученикам раздавали памятные подарки: камертоны, микроскопы, подзорные трубы, карандаши, чернильницы, ручки, а также  гостинцы.

Праздник производил неизгладимое впечатление на зрителей, коими являлись не только ученики, но и «посторонняя молодежь, мужики-крестьяне». Также посещала подобные празднования «окрестная интеллигенция, большинство из коей составляли учительницы и учителя окрестных и земских школ и духовенство».

Атмосфера, царившая на празднике, была душевной, доставляла огромное удовольствие, рождала радость и  зажигала теплоту в сердцах детей.

Торжественные акты являлись эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей в дореволюционной России. Задача современного поколения России состоит в преемственности и возрождении опыта воспитания личности в соответствии с православной традицией.

Просмотров работы: 3