Широкий круг сохранившихся и малоизученных источников позволят изучить в комплексе историю становления и развития церковно-школьного образования в России в конце XIX-начале XX вв.
Основу источниковой базы составляют документальные материалы различного характера. Во-первых, законодательные и нормативно-правовые акты (законы, циркуляры Св. Синода, «Правила» для различных типов церковных школ и т. д.). Они позволяют проследить изменения правительственной политики в области начального духовного образования, основы устройства начальных (одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ, школ грамот, воскресных) и учительских (второклассных и церковно-учительских) школ в XIX - начале XX вв.
Во-вторых, делопроизводственные материалы (отчеты и извлечения из них обер-прокурора Св. Синода с 1836 г. по 1914 г., неопубликованные журналы, протоколы, отчеты епархиальных училищных советов и их уездных отделений с 1885 г. по 1918 г., опубликованные отчеты православных братств и др.), которые отражают реальную, «повседневную» деятельность церковно-школьного управления, способы взаимодействия между центральной и местной властями, возникавшие в работе трудности и пути их разрешения, а также справочные сведения о положении отдельных церковных школ, учителей и т. п.
В-третьих, периодическая печать: 1/центральные журналы (Духовная беседа» (1858-1876 гг.), «Церковный вестник» (1876-1888 гг.), «Церковные ведомости» ( 1888-1918 гг.), «Церковно-приходская школа» (1887-1906 гг.), «Народное образование» (1896-1917 гг.), «Западно-русская начальная школа» (с 1906 г.), «Божия нива» (1902-1917 гг.)), печатавшие определения Св. Синода, постановления училищного совета, методические, дидактические статьи по предметам обучения в церковных школах, мнения духовной и светской периодической печати о постановке учебно-воспитательного дела в школах ведомства православного исповедания, сведения о положении начальных школ духовного ведомства в различных епархиях и т. п.; 2/ местные издания (епархиальные ведомости), размещавшие «разъяснения» и распоряжения по школам духового ведомства, в том числе и местного епархиального начальства, учебные программы, отчеты и ведомости епархиальных училищных советов, исторические очерки о церковных школах, заметки учебно-воспитательного характера, журналы съездов уездных наблюдателей, статьи о работе педагогических курсов и т. п.
В-четвертых, источники личного происхождения - Мироносицкий П.П «Дневник учителя церковно-приходской школы», где в «свободной» форме описывается ежедневный труд учителя в школе на протяжении трех лет.
В-пятых, справочная литература (сборники статистических и справочных сведений по народному образованию, справочные книжки-календари губерниям, текущая земская статистика по народному образованию в конце XIX - начале XX вв.), представляющая данные для анализа динамики развития церковных школ в России.
Вышеназванные источники, дополняя друг друга, создают репрезентативную базу исследования церковно-школьного образования в дореволюционной России. переносилась. В ней до сих пор ведутся богослужения.
Учитывая необходимость развития современной региональной культуры, и памятуя о том, что создание нового должно иметь под собой крепкую основу в лице культурного исторического наследия, мы должны заботиться о сохранении старых памятников культуры на территории нашей области.