Проблемы восстановления православной архитектуры кинешмы - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Проблемы восстановления православной архитектуры кинешмы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизни каждого православного человека сопутствует церковь. В провинциальном русском городе испокон веков она являлась центром духовной культуры. С нею были связаны все самые важные моменты существования и государства, и отдельного человека. К началу ХХ в. Кинешму украшали 12 храмов, в которых служили 20 священников. В настоящее время существуют 10 храмов, 6 из которых - действующие.

Храмовый комплекс: соборы Успенский и Троицкий Расположен на высоком крутом берегу Волги, при впадении в нее р. Кинешемки, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор - был сооружен в 1745 г. основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И.А.Попов. В 1798 г. возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции, а в 1838 г. по проекту архитектора И.Е.Ефимова создан Троицкий собор.

Ансамбль Вознесенских церквей Расположен в квартале между ул. Крупской и Советской, в центре бывшей заградской слободы. Теплая церковь Иоанна Златоуста с приделом была построена по заказу И.Н.Таланова в 1760 году. В 1779 году к северу от нее была сооружена холодная церковь Вознесения (южным фасадом выходит на Советскую ул.). Одновременно возвели отдельно стоящую столпообразную колокольню в формах барокко.

До разрушения колокольни комплекс, в облике которого преобладают мотивы древнерусского зодчества, играл главную роль в организации застройки нагорной части Кинешмы, он и сегодня выделяется среди невысоких зданий бывшей слободы своими крупными объемами.

Церковь Иоанна Златоуста - оригинальный памятник, сочетающий формы допетровской архитектуры и стиля барокко 18 в.

Церковь Вознесения - монументальное сооружение с редкой для последней четверти 18 в. приверженностью к древнерусским формам в их лаконичной трактовке.

В начале 1930-х гг. Вознесенскую летнюю церковь приспособили под краеведческий музей, который здесь располагается и поныне. Зимняя церковь первоначально была приспособлена под складские помещения, а с начала 1950-х гг. помещение было переоборудовано под учебные мастерские Кинешемского химико-технологического техникума. Во время всех этих перестроек интерьеры в обоих храмах были сильно нарушены, утварь изъята, а настенные росписи частью сбиты, частью закрашены. Первые реставрационный работы на комплексе проводились в 1948 г. Большие работы были проведены в 1988 - 1989 гг. Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской на средства областного управления культуры, в ходе которых на Вознесенской летней церкви были восстановлено пятиглавие, что фактически вернуло памятнику первоначальный архитектурный облик, а в 1990 г. разработан проект восстановления завершений зимнего храма и ограды всего комплекса.

Сейчас идет активный процесс реставрации, передача церковных памятников верующим. В ближайшие годы приходу храма Вознесения Господня должны быть переданы Златоустовская церковь и Вознесенская (ныне в них располагаются мастерские химико-технологического техникума и краеведческий музей). История этих двух храмов неразрывно связана с именем Владыки Василия Кинешемского, единственного святого на кинешемской земле, проповедника веры христианской, решительного противника закрытия монастырей, осквернения святых мощей, репрессированного за антисоветскую агитацию в 30-е годы.

Просмотров работы: 2