Пространственные мифологемы в лирике Сандры Сиснейрос и Ларны де Сервантес - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Пространственные мифологемы в лирике Сандры Сиснейрос и Ларны де Сервантес

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время мифопоэтический подход в литературоведении является од­ним из возможных методов выявления  в поэтике произведении наиболее значимых мотивов, символов, идей, ориентированных на первичные схемы образов и сюжетов [3, с. 11]. Развитие мифопоэтики и появление таких понятий, как «мифомышление», «мифообраз», «мифологема», «мифоструктура» позволили исследовать универсальные категории художественной системы, интерпретируя  их как возможные авторские трансформации мифопоэтических универсалий, архетипичных моделей, традиционных структур. Несмотря на отсутствие четкого теоретического определения  понятия «мифологемы» в литературоведении, многие классики мифопоэтической школы используют данное понятие в своих исследованиях. В частности, Е. Мелетинский в «Поэтике мифа» упоминает об открытой Фрейзером мифологеме, или ритуалеме [3, с. 32]. К. Юнг, говоря о мифологемах, подчеркивает их универсально-архетипический характер, подразумевая под ними образы, которые всем хорошо известны, но которые далеки от окончательного оформления и продолжают служить материалом для нового творчества [6, с. 13]. Универсальный характер мифопоэтического анализа позволяет находить подобные традиционные модели в различных уровнях теста - композиционно-структурном, лексическом, образно-символическом, пространственно-временном.

В. Н. Топоров в статье «Пространство и текст» актуализирует понятие «мифопоэтического» пространства в литературном произведении, указывая на центр и путь как на основные элементы данной категории. [5, с. 229] Топоров отмечает «заполненость» и «вещность» мифопоэтическое пространства, которому может символически противостоять «не-пространство, его отсутствие, воплощением которого является Хаос» [5, с. 234] Ю. Лотман рассматривает пространство как типичную модельную оппозицию, семиологическую структуру, соотносимую с такими понятиями, как бинарность и ассиметрия: «закрытое - открытое», «близкое - далекое», «в - вне», «доступное - недоступное» и вторичные: «защищенное - незащищенное», «темное - светлое», «теплое - холодное», «тайное - явное» и т. п. [1].

В лирике мексикано-американских писательниц Сандры Сиснейрос и Лорны де Сервантес принципиально важное значение имеют образы пространства в мифологической системе координат (пространственные мифологемы), поскольку пространственная символика обнаруживает в их творчестве тесную связь с традиционными мифологическими структурами, которые в определенных случаях подвергаются трансформации.

Одной из существенных пространственных мифологем в лирике Сандры Сиснейрос является образ «верха», «неба» как пространства высшего порядка. В стихотворении "His Story" мифологема неба реализует архаичную модель мира, где человек, находящийся на земле осознает причастность к небесному пространству, и вместе с тем, данное пространство для него характеризуется недосягаемостью и таинственностью. Образ «искривленной звезды»,символизирует экзистенциальный мотив покинутости персонажа на земле: 

I was born under a crooked star.

So says my father.

And this perhaps explains his sorrow.

Именно образ звезды служит в стихотворениях источником архетипических оппозиций «материального» и «духовного», «небесного» и земного». Данная мифологема перекликется здесь с мотивом боли и фатальных страданий лирического героя, отсюда - присутствие в стихотворении лексики, ассоциируемой со страданиями и несчастиями: "sorrow", "died solitary", "cursed a widow", "an unlucky fate". Деформированный образ звезды реализуется в другом стихотворении Сиснейрос «Las    Girlfriends», где    архетипические образы небесного порядка раскрываются как явления, подверженные хаосу и разрушению: «like a lone Star  cracked on someone´s head». 

В пространственной организации лирических произведений С. Сиснейрос и Л. Де Сервантес мифологизируется мотив границы, поскольку, по словам В. Н. Топорова,  граница знаменует собой «переход между двумя по-разному устроенными «подпространствами» [5, с. 263]. У Сиснейрос и у Сервантес мифологема границы многозначна и может быть репрезентирована по-разному: в качестве линий, отделяющих чуство и бесчувственность («the blurred lines dividing sense from senselessness»), в качестве символической преграды между прошлым и будущим, идеальным и профанным, райским и инфернальным пространством («I scramble over the wire fence hat would have kept me out».) У Л. Де Сервантес в стихотворении «Freeway 280» обнаруживается архетипичная структурная оппозиция город - природа, рай - ад. Атрибуты урбанизации и научно-технического прогресса соотносятся  с хаотическими, смертоносными интенциями. Пространство города у Сервантес отождествляется с инфернальной бездной:

 en los campos extraños de esta ciudad

where I´ll find it, that part of me

mown under

like a corpse

or a loose seed.

Мертвенной цивилизации противостоит «жизненное» пространство зеленых садов:

old gardens

come back stronger than they were,

trees have been left standing in their yards.

Albaricoqueros, cerezos, nogales . . .

У Сервантес пространственная мифологема сада характеризуется сакральной отмеченностью, лирический герой стихотворения  «Freeway 280» стремится преодолеть хаотическое пространство города и вырваться за его границы в «райский уголок». Подобная тенденция в обрисовке мифологемы сада наблюдается в романе С. Сиснейрос «Дом на улице Манго» (в главе "The Monkey Garden"), где важнейший атрибут мифопоэтики - путь -отмечен как движение героя к пространству  сада :«This is where I wanted to dienand where I tried one day ...It was the last day I would go there" [7, с. 96].

Сквозным элементом мифопоэтики Сервантес и Сиснейрос является образ дома. Ю.М. Лотман рассматривал образ дома как типичную мыслительную модель - семиотическую структуру. Мифологема дома непосредственно связана в его концепции с бинарной пространственной оппозицией «свой - чужой». Согласно словам исследователя,  «связанные с этой оппозицией архаические модели сознания обнаруживают большую устойчивость и продуктивность в последующей истории культуры» [2]. На страницах «Дома на улице Манго» Сандрой Сиснейрос вводится тема бездомья, уязвимости как отсутствия своего собственного пространства; подобная деформация традиционной мифологемы дома встречается в стихотворениях Сервантес «Hotel» («my dreams, the ones of ruined houses»), «Coffee» («Each one carries a red mud brick from the killing floor where the people were hacked into pieces the size of a bat.Here, the "Bat People," Tzotziles, will uild a house for their dead, and pray»). Представленная тенденция разрушения традиционной мифологемы дома может быть объяснена амбивалентностью мифологического мышления и мифологических образов, которая реализуется в том, что образ может обладать по крайней мере двумя противоположными смыслами: дом может быть прибежищем, источником живительной силы, либо наоборот, заключать в себе смертоносную силу. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» акцентирует, что именно «момент ухода из дома ради брака и вызывал необходимость посвящения, т.е. умирания и воскресения» [4].

Таким образом, анализ важнейшей категории художественной системы - категории пространства и применение мифопоэтического подхода как возможной интерпретации художественных образов и мотивов произведений, позволяет проследить специфику отражения универсально-типичных моделей в художественном тексте, а также динамику изменения традиционных образов. Выявление пространственных мифологем в произведениях Сиснейрос и Сервантес играет значительную роль в раскрытии глубинного семантического пласта в их текстах, поскольку данные мифологемы являются отражением не только архаического сознания в онтологическом смысле, но и воплощением мироощущения современных писательниц-чиканос.

Литература

 

1.     Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман  -  Электрон.  дан. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_05.php

2. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история [Электронный ресурс]/ Ю. М. Лотман.- - Электрон. дан. - М.,1996. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/lotman_semiosfera/

3. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. / Е. М. Мелетинский - М.: Рос. Гуманит. Ун-т, Ин-т высш. Гуманит. исследований, 1994. - 136 с.

4. Пропп В. Я.. Морфология сказки. - [электронный ресурс]/ В. Я. Пропп. - [режим доступа]: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm

5. Топоров В. Н. Пространство и текст Текст: семантика и структура. / В. Н. Топоров. - М., 1983, с. 227-284.

6. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ.-К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.- 384 с.

7. Cisneros, Sandra. The House on Mango Street. New York: Vintage Books, Inc. 1989.

Просмотров работы: 3